Как читать праздничный намаз в самоизоляции?

Из-за пандемии короновирусной инфекции во многих странах и регионах закрыты мечети, не проводятся коллективные и пятничные намазы. Праздничный намаз был также отменён, и возникает вопрос: читать ид-намаз коллективно у себя дома или на свежем воздухе, либо совершить желательный намаз индивидуально?

 

Особенно этот вопрос актуален для последователей ханафитского мазхаба, поскольку в этой правовой школе праздничный намаз является ваджибом, а не сунной, как в остальных мазахабах.

Намаз в период пандемии

Праздничный намаз в самоизоляции согласно ханафитскому мазхабу

Ответ Муфтия Республики Татарстан Камиля-хазрата Самигуллина

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Дорогие мусульмане.

В соответствии с ханафитским мазхабом праздничный намаз является ваджибом. Поэтому, условия действительности соответствуют тем же условиям, которые необходимы для действительности джума намаза.

В условиях распространения эпидемии обязательность выполнения праздничного и джума намазов вместе с джамаатом аннулируется.

И, поскольку, оба намаза должны быть прочитаны в мечети, ВЫПОЛНЯТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ У СЕБЯ ДОМА – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАДЖИБОМ. Следовательно, выполнение намаза подобного праздничному дома не является условием.

В книгах по фикху (исламскому праву) в сложившейся ситуации советуется выполнить два или четыре ракаата нафиль намаза в то время, когда должен быть прочитан праздничный намаз.

Пусть Всевышний Аллах примет наше поклонение. Амин.

Праздничный намаз в самоизоляции согласно шафиитскому мазхабу

Ответ отдела фетв Муфтията РД

Вопрос: Можно ли совершить ид-намаз дома со своей семьей?

Ответ:

Молитва ‘Ид аль-азха является настоятельной сунной как для мужчин, так и для женщин, и желательно его совершить мужчинам коллективно в мечети, а женщинам дома (начинается он с момента восхода солнца до зенита первого дня курбана)(1). Ид-намаз можно совершить и индивидуально. (Следует отметить, что ввиду сложной эпидемиологической обстановки в регионе Муфтият РД настоятельно рекомендует совершить Ид-намаз дома коллективно с семьёй, чтобы уберечь себя и свою семью от болезней. - Прим. автора.)

Порядок совершения:

Намаз состоит из двух обычных ракаатов. При вступлении в намаз намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный желательный намаз ‘Ид аль-азха (коллективно) ради Аллаhа». Не считая вступительного такбира до чтения суры «Аль-Фатиха» семикратно читают такбир «Аллаhу акбар», а между каждыми двумя такбирами рекомендуется читать следующую молитву: «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». 
А во втором ракаате, не считая такбир для второго ракаата, читают еще пять такбиров и, соответственно, между каждыми двумя такбирами повторяют эту же молитву.

Примечание:

Что касается чтения хутбы, то оно тоже является желательным действием мужскому коллективу. Читают её уже после совершения праздничного намаза. В женском коллективе хутба не является желательной, но проведение её не порицается. Для человека, совершившего намаз индивидуально, хутба также не является желательной.

Аргументация:

‎عبارة تحفة المحتاج: (هي سنة) مؤكدة .. (وتشرع) أي تسن (جماعة).. (و) تسن (للمنفرد) ولا خطبة له (..والمرأة)..(وهي ركعتان) كغيرها أركانا وشروطا وسننا إجماعا (ويحرم بها) بنية صلاة عيد الفطر أو النحر مطلقا ..(ثم يأتي بدعاء الافتتاح) كغيرها (ثم سبع تكبيرات) غير تكبيرة الإحرام قبل القراءة للخبر الصحيح فيه (يقف بين كل ثنتين) من التكبيرات (كآية معتدلة) ..(يهلل ويكبر ويمجد) أي يعظم الله بالتسبيح والتحميد ..(ويحسن) في ذلك أن يقول (سبحان الله والحمد لله ولا إله إلا الله والله أكبر) .. (ثم يتعوذ و) بعد التعوذ (يقرأ) الفاتحة (ويكبر في الثانية) بعد تكبيرة القيام (خمسا) بالصيغة السابقة (قبل) التعوذ السابق على (القراءة) للخبر الصحيح. (2)
‎عبارة حاشية الجمل على شرح المنهج: (وسن خطبتان بعدهما) بقيد زدته بقولي (لجماعة) لا لمنفرد روى الشيخان «أنه - صلى الله عليه وسلم - وأبا بكر وعمر كانوا يصلون العيدين قبل الخطبة» وكونهما ثنتين مقيس على خطبة الجمعة ولو قدمت على الصلاة لم يعتد بها كالراتبة بعد الفريضة إذا قدمت.
‎(قوله لجماعة) أي ولو صلوا فرادى لأن المقصود الوعظ وأقل الجماعة اثنان كما مر فلو كان اثنان مجتمعان سن لأحدهما أن يخطب وإن صلى كل منهما منفردا اهـ. شيخنا
‌‌‎(قوله لا لمنفرد) أي ولا لجماعة النساء إلا أن يخطب لهن ذكر فلو قامت واحدة منهن ووعظتهن فلا بأس اهـ. برماوي.(3)

(1) Время жертвоприношения начинается приблизительно через 15-20 минут с восхода солнца с добавлением времени, достаточного для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба). А завершается оно с заходом солнца последнего дня ташрика.
(2) См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, т. 39.
(3) Cм.: Хашия аль-джамаль аля шарх аль-Манхадж, т. 2, с. 96.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
 

Материалы по теме

Яндекс поиск