Почему мусульмане сдают кровь?

Донорство крови (от лат. donare — «дарить») – добровольная сдача крови донорами. Очень часто можно наблюдать, как мусульманские организации проявляют активное участие в донорском движении. На сколько подобные действия соответствуют нормам Ислама, и почему мусульмане так активны в донорском движении, читайте в фетве Муфтията РД.

 

Вопрос: Разрешено ли сдавать кровь в качестве донорской?

Ответ:

С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Сдавать кровь в качестве донорской, чтобы спасти жизнь мусульманина, является коллективной обязанностью (фард аль-кифая), так как кровь – это живая ткань, которая жизненно необходима человеку. Воспроизвести её промышленным способом невозможно – единственным же источником крови является другой человек. (Здесь следует отметить, что является богоугодным поступком сдавать донорскую крови и представителям иных конфессий, вне зависимости от вероисповедания, ибо все люди – создания Божьи. – Прим. ред.).

Сдавать кровь дозволено, и даритель получит вознаграждение за это. Но необходимо учесть, что запрещена собственно продажа крови, поскольку она относится к нечистотам (наджаса). Однако дозволены дарение и передача права использовать кровь тем, кто нуждается в переливании, даже если донор получает за это деньги в виде компенсации.

Аргументация:

عبارة نهاية المطلب: من أشرف على الهلاك من المسلمين وأمكن إنقاذه، فإنقاذه فرض على الكفاية، ولو تركه أهلُ القُطر حتى هلك حَرِجوا من عند آخرهم.(1)

عبارة المجموع: ..والضرورات تبيح المحظورات.(2)

عبارة تحفة المحتاج مع الحواشي: ويجوز نقل اليد عن النجس بالدراهم... وطريقه أن يقول المستحق له أسقطت حقي من هذا بكذا فيقول الآخر قبلت... وينبغي أن يزيد في الصيغة نحو لك.(3)

عبارة شرح المنهج القويم: (...فلا يصح بيع نجس) ككلب، وخمر، وغيرهما مما هو نجس العين،(4)

عبارة حاشية البجيرمي: لو تصدق، أو وهب، أو أوصى بالنجس كالدهن، والكلب ونحوهما صح على معنى نقل اليد لا التمليك.(5)

(¹) См.: Нихаят аль-матлаб, т. 2, с. 518.
(²) Cм.: Аль-Мажму' шарх аль-Мухаззаб, т. 19, с. 285.
(³) См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширвани), т. 4, с. 280-283.
(⁴) См.: Шарх аль-манхадж аль-кавим, т. 1, с. 124.
(⁵) См.: Хашия аль-буджайрами, т. 2, с. 177.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Материалы по теме

Яндекс поиск