Почему мусульмане молятся коллективно?

21 сентября 2020, 20:05

Два раза в год в дни религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам информпространство сотрясают новости о коллективных богослужениях мусульман. Из-за нехватки мест в мечетях молящиеся занимают прилегающие к ним улицы и скверы. Однако намаз коллективно в мечетях совершается не только в эти два дня. Вопрос желательности исполнения этого обряда в коллективной форме раскрывается в предлагаемой фетве Муфтията РД.

Вопрос: Является ли нежелательным совершение пятикратных, обязательных намазов индивидуально (не в джамаате)?

Ответ:

С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Намаз
Совершение всех пятикратных, обязательных намазов коллективно (будь то в мечети или дома), по одному из мнений учёных, является крайне желательной сунной. Но по более аргументированному мнению считается фарзуль-кифаятом, т.е.  коллективной обязанностью мусульман, выполнение которой определенным количеством людей освобождает от ответственности остальных, а невыполнение без причин вводит в грех всех.

Коллективный намаз как фарзуль-кифаят должны совершать совершеннолетние, разумные (умственно полноценные) мужчины, которые не находятся в пути (даже на коротком расстоянии).

В маленьком населенном пункте, где приблизительно проживает 30 мужчин  для того чтобы фарзуль-кифаят был выполнен, совершать намазы коллективно достаточно в одном месте. Если населенный пункт большой, то необходимо совершать намазы коллективно в нескольких местах. Для исполнения фарзуль-кифаята недостаточно совершать их дома.

Коллективная молитва
Если фарзуль-кифаят выполнен вышеупомянутым количеством мужчин, то остальным мужчинам совершение намазов коллективно является крайне желательной сунной и несовершение их коллективно без причин является нежелательным (карахат).

Женщинам тоже является желательным совершать намазы коллективно, но несовершение их коллективно не является нежелательным.

Примечание:

Стоит отметить, что крайне нежелательно относиться к этому вопросу с пренебрежением. Ученые-богословы говорят, что такой человек не может быть даже свидетелем при заключении брака и т. д. Это свидетельствует о важности совершения намазов коллективно. А Аллах знает лучше.

Коллективная молитва

Аргументация:

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: (صلاة الجماعة) ... (هي في الفرائض) ... (غير) ... (الجمعة) ... (سنة مؤكدة) ... (وقيل) هي (فرض كفاية للرجال) البالغين العقلاء الأحرار المستورين المقيمين في المؤداة فقط ... (فتجب) ... (بحيث يظهر) بها (الشعار) في ذلك المحل البادية أو غيرها ... (في القرية) الصغيرة أي التي فيها نحو ثلاثين رجلا إقامتها بمحل واحد وأن الكبيرة لا بد من تعددها فيها كما تقرر وظاهر تمثيلهم للصغيرة بما فيها ثلاثون ولما بعده بما يأتي أن المدار في الصغر والكبر على قلة الجماعة وكثرتهم لا على اتساع الخطة وضيقها ... ولا يكفي فعلها في البيوت ... (ولا يتأكد الندب للنساء تأكده للرجال) بناء على أنها سنة لهم (في الأصح) لخشية المفسدة فيهن مع كثرة المشقة فيكره تركها لهم لا لهن (قلت الأصح المنصوص أنها) إذا وجدت جميع الشروط السابقة (فرض كفاية) ... (ولا رخصة في تركها) أي الجماعة (وإن قلنا) إنها (سنة) لتأكدها (إلا لعذر) للخبر الصحيح {من سمع النداء فلم يأته فلا صلاة له أي كاملة إلا من عذر} قيل السنة في تركها رخصة مطلقا فكيف ذلك وجوابه أخذا من المجموع أن المراد لا رخصة تقتضي منع الحرمة على الفرض والكراهة على السنة إلا لعذر.

عبارة الشرواني: (قوله ولو فوتها إلخ) قد يخرج به ما لو أمكنه فعلها في المسجد ثم ببيته بأهله فهو أفضل من اقتصاره على أحدهما وهو قريب سم.
(قوله: تقتضي منع الحرمة) أي حيث توقف واجب الشعار عليه كما هو ظاهر سم.
(قوله على السنة) أي أو فيما لا يتوقف الشعار عليه.
قول المتن (إلا لعذر) فلا ترد شهادة المداوم على تركها لعذر بخلاف المداوم عليه بغير عذر نهاية ومغني قال ع ش  لعل المراد بعدم المواظبة عدمها عرفا بحيث يعد غير معتن بالجماعة لا ترك الجماعة في جميع الفرائض. 

См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями Имама аш-Ширвани), т. 2, с. 247.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Материалы по теме