
Вопрос: Люди сплошь и рядом кастрируют животных: быков, баранов, коней, собак, кошек… На сколько целесообразна данная процедура – это другой вопрос. Меня же волнует дозволенность кастрации животных с точки зрения Шариата? Ответьте, пожалуйста, согласно положениям всех четырёх мазхабов.
Ответ:
Мазхаб Имама Абу Ханифы
Имам ‘Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-Дур аль-Мух’тар» пишет следующее:
(و) جاز (خصاء البهائم) حتى الهرة... وقيدوه بالمنفعة وإلا فحرام.
«Разрешается кастрировать животных, даже кошку... Но учёные нашли это правомерным только при наличии пользы. Если же пользы от этого нет, то это запрещено».
Имам Ибн ‘Абидин в своих субкомментариях, комментируя слова аль-Хаскафи, пишет:
...(قوله وقيدوه) أي جواز خصاء البهائم بالمنفعة وهي إرادة سمنها أو منعها عن العض.
«Слова аль-Хаскафи о решении ученых подразумевают дозволенность кастрации животных, если есть надобность в увеличении мышечной массы (для животных, мясо которых дозволено употреблять) и если нужно снять агрессивность животного».
(См.: Хашия Ибн ‘Абидин, т. 6, с. 388).
Мазхаб имама Малика
Имам ‘Али бин Халяф аль-Малики в книге «Кифая ат-Талиб ар-Раббани» утверждает:
الخصاء جائز في كل ما يؤكل لحمه من غير كراهة... (ونهي عن خصاء الخيل)... يعني نهى النبي - صلى الله عليه وسلم - عن ذلك، قيل: نهي تحريم. وأما خصاء البغال والحمير فجائز.
«Дозволена кастрация любого животного, и в этом нет нежелательности (караха), чьё мясо разрешается употреблять в пищу... а кастрация лошадей запрещена (имеется в виду, что Пророк ﷺ запретил это). Некоторые учёные сказали, что это указывает на запретность. Что касается кастрации мулов и ослов, то это дозволено».
Имам Али аль-‘Адави в своих субкомментариях на эту книгу пишет следующее:
قيل: ما حكاه صاحب التلقين من الكراهة فقد قال ويكره خصاء الخيل واقتصاره على الأول يفيد أنه الراجح إلا أن يكلب الفرس فيجوز خصاؤه.
«Некоторые учёные передали, что говорит автор книги „Ат-Талкин” о нежелательности кастрации лошадей. Воистину он сказал: “Нежелательно кастрировать лошадей, если только лошадь не бешеная. В этом случае разрешается её кастрировать”.
То, что он (Ибн Халяф) ограничился первым мнением, говорит о том, что это мнение, более аргументированное».
(См.: Хашия аль-‘Адави ‘аля Кафая ат-Талиб ар-Рабани, т. 2, с. 496).
Мазхаб имама аш-Шафи’и
Имам ан-Навави в своих комментариях на «Сахих Муслим» отмечает:
قال البغوي وكذا يحرم خصاء كل حيوان لا يؤكل وأما المأكول فيجوز خصاؤه في صغره ويحرم في كبره والله أعلم.
«Имам аль-Ба’гави сказал: “Запрещено кастрировать любое животное, мясо которого не дозволено употреблять в пищу. Что касается животного, чьё мясо можно есть, его можно кастрировать, пока оно детеныш, и запрещено, когда оно взрослое животное”»
(См.: Шарх Сахиху Муслим, т. 9, с. 177).
Мазхаб имама Ахмада
Имам аль-Бахути в книге «Кашаф аль-Кина’» пишет следующее:
(ويكره خصي غير غنم وديوك) وقال في المنتهى ويكره خصاء، قال في الفروع وكره أحمد خصاء غنم وغيرها إلا خوف غضاضة، وقال: لا يعجبني أن يخصى شيء.
«Нежелательно кастрировать животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов. Автор в книге "Аль-Мунтаха" утверждает: “Нежелательно кастрировать животных. Имам Ахмад не любил кастрации мелкого рогатого скота и других животных, если животное не обнаруживает какого-то недостатка. Также он сказал: “Мне не нравится кастрация любого животного”».
(См.: Кашшаф аль-‘Кина’, т. 5, с. 494).
Заключение:
Можно кастрировать любое животное, если в этом усматривают пользу.
Кастрировать можно то животное, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, а также ослов и мулов. Что же касается лошадей, то в вопросе дозволенности их кастрации есть полемика. Исключением является бешенство животного.
Кастрировать можно только те животные, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, и только в раннем периоде жизни животного.
Кастрация всех животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов, считается нежелательной.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: vectorstock.com