
Сейчас стали доступны очень разные виды животных: в кафе, ресторанах предлагают блюда даже из экзотических существ, на прилавках магазинов присутствуют различные полуфабрикаты, содержащие мясо земноводных. В связи с этим вопрос: можно ли употреблять в пищу мясо земноводных животных, таких как рак, лягушка, змея и т. п.?
Ответ:
Имам ан-Навави в книге «Минхадж ат-талибин» утверждает:
ﺣﻴﻮاﻥ اﻟﺒﺤﺮ اﻟﺴﻤﻚ ﻣﻨﻪ ﺣﻼﻝ ﻛﻴﻒ ﻣﺎﺕ، ﻭﻛﺬا ﻏﻴﺮﻩ ﻓﻲ اﻷﺻﺢ
«Употребление в пищу мяса морских животных (рыб) дозволено, как бы они ни умерли. Также дозволено употреблять мясо остальных морских животных, обитающих только в воде, согласно более достоверному мнению».
ﻭﻣﺎ ﻳﻌﻴﺶ ﻓﻲ ﺑﺮ ﻭﺑﺤﺮ ﻛﻀﻔﺪﻉ ﻭﺳﺮﻃﺎﻥ ﻭﺣﻴﺔ ﺣﺮاﻡ اه. (ص-٣٢٢)
«А употребление мяса земноводных животных, которые живут как на суше, так и в воде, подобно лягушке, раку и змее, запрещено». (См.: Минхадж ат-талибин, с. 322).
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» отмечает:
ﻭﺟﺮﻳﺎ ﻋﻠﻰ ﻫﺬا ﻓﻲ اﻟﺮﻭﺿﺔ ﻭﺃﺻﻠﻬﺎ ﺃﻳﻀﺎ ﻟﻜﻦ ﺗﻌﻘﺒﻪ ﻓﻲ اﻟﻤﺠﻤﻮﻉ ﻓﻘﺎﻝ:
«Имам Навави в своей книге "Равза ат-талибин" и имам ар-Рафии в книге "Аль-азиз" придерживаются этого же мнения. Однако имам ан-Навави в другом своём труде "Аль-маджму’" возразил этому мнению следующим образом:
اﻟﺼﺤﻴﺢ اﻟﻤﻌﺘﻤﺪ ﺃﻥ ﺟﻤﻴﻊ ﻣﺎ ﻓﻲ اﻟﺒﺤﺮ ﺗﺤﻞ ﻣﻴﺘﺘﻪ ﺇﻻ اﻟﻀﻔﺪﻉ ﺃﻱ ﻭﻣﺎ ﻓﻴﻪ ﺳﻢ،
"Более аргументированным считается мнение, согласно которому дозволено употреблять мясо всех животных, обитающих в воде, за исключением лягушек и ядовитых животных".
ﻭﻣﺎ ﺫﻛﺮﻩ اﻷﺻﺤﺎﺏ ﺃﻭ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﻣﻦ ﺗﺤﺮﻳﻢ اﻟﺴﻠﺤﻔﺎﺓ ﻭاﻟﺤﻴﺔ .. ﻣﺤﻤﻮﻝ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﻓﻲ ﻏﻴﺮ اﻟﺒﺤﺮ
"А что касается мнения сподвижников имама Шафии о недозволенности употребления мяса черепахи и змеи ..., то это мнение применимо к черепахам и змеям, которые обитают только на суше"».
Абдулхамид аль-Ширвани в своих субкомментариях к «Тухфат аль-мухтадж» пишет:
(ﻗﻮﻟﻪ ﻓﻲ اﻟﺮﻭﺿﺔ ﻭﺃﺻﻠﻬﺎ ﺇﻟﺦ) اﻋﺘﻤﺪﻩ اﻟﻨﻬﺎﻳﺔ
«Мнение о запрете употребления мяса земноводных, которого придерживаются ан-Навави в книге "Равзат ат-талибин" и Рафии в книге "Аль-азиз", Мухаммад ар-Рамли в книге "Нихаят аль-мухтадж" посчитал более верным».
ﻭاﻋﺘﻤﺪ اﻟﻤﻐﻨﻲ ﻣﺎ ﻓﻲ اﻟﻤﺠﻤﻮﻉ، ﻛﻤﺎ ﻫﻮ ﻇﺎﻫﺮ ﺻﻨﻴﻊ اﻟﺸﺎﺭﺡ (٩\٣٧٨)
«А мнение о дозволенности употребления мяса земноводных, кроме лягушки и ядовитых животных, которого придерживается ан-Навави в книге "Аль-маджму’", посчитал более аргументированным аль-Хатиб аль-Ширбини в своём труде "Мугни аль-мухтадж", как это ясно и из комментариев автора (то есть ибн Хаджара аль-Хайтами)». (См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 9, с. 378).
Заключение:
В вопросе употребления в пищу мяса земноводных, кроме лягушки и ядовитых животных, в шафиитском мазхабе есть два равносильных мнения. Следовательно, в подобных вопросах можно придерживаться любого из них.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: vectorstock.com