
Вопрос: Начался Рамадан. Я соблюдаю пост каждый день, стараясь избегать действий, нарушающих его, ведь о том, что нарушает пост достаточно хорошо известно. Однако о нежелательных действиях во время поста не так много информации. Расскажите, пожалуйста, что является нежелательным для постящегося?
Ответ:
Имам ад-Джурдани пишет в своей книге «Фатх аль-Аллам»:
وأما مكروهاته أي: الصوم.. تأخير الفطر إن قصده ورأى أن فيه فضيلة، وإلا كأن كان التأخير لفقد ما يفطر عليه، أو انتظار جماعة، أو حضور مأكول، فلا بأس به. ومنها مضغ نحو اللبان.. ومنها ذوق الطعام.. نعم، إن احتاج إلى الذوق، كأن كان طباخاً لم يكره.
«К нежелательным действиям поста относится намеренное откладывание разговения из-за мнения, что это похвально. А если разговение откладывается из-за отсутствия того, чем можно было бы отпустить пост, или же из-за ожидания людей или еды, то тогда в этом нет нежелательности. Также нежелательно жевание смолы или жвачки. Пробовать еду или что-либо, при приготовлении пищи, если в этом есть необходимость, не будет нежелательным».
ومنها دخول الحمام لغير عذر..لأنه ترفه لا يناسب الصوم قاله الكردي. ومنها القبلة، والمعانقة واللمس.. ومنها الاستياك بعد الزوال إلى الغروب.. ومنها الافتصاد لأنه مضعف وكذا الاحتجام، والحجم..ومنها المخاصمة والمشاتمة، فإن شتمه أحد أو تعرض لمشاتمته فليتذكر بقلبه أنه صائم، زجراً لنفسه لها عن أن تفعل ما لا ينبغي فتذهب بركة الصوم.
«Также нежелательно заходить в парную без необходимости, так как в этом есть наслаждение, не соответствующее посту, как об этом сказал аль-Курди. Нежелательно целовать, обнимать и прикасаться (то есть все прикосновения к телу без преграды) к жене с вожделением (в этом случае это будет карахату-тахримом – близким к запретному). Нежелательно использовать сивак после зенита до захода солнца. Кровопускание – нежелательно, так как оно ослабляет тело, кровопускание с использованием банок (хиджама), делать кровопускание другим. Нежелательно во время поста спорить, ругаться.
А если же постящегося будут ругать и бранить или побуждать к брани, то ему следует сказать про себя, что он соблюдает пост, воздерживаясь от того, что не подобает постящемуся, чтоб не лишиться его благодати». (См.: Фатх аль-Аллам, т. 4, с. 52).
Имам ибн Хажар в своей книге «Аль-Манхадж аль-кавим» отмечает:
ويسن له ترك الشهوات المباحة التي لا تبطل الصوم من التلذذ بمسموع ومبصر وملموس ومشموم كشم ريحان ولمسه والنظر إليه لما في ذلك من الترفه الذي لا يناسب حكمة الصوم، ويكره له ذلك كله.
«Постящемуся желательно (сунна) оставить дозволенные увлечения и наслаждения, не нарушающие поста: слышать, видеть, трогать, нюхать что-то. Например, нюхать такое растение, как базилик, притрагиваться к нему, смотреть на него, так как в этом есть увлечение, не соответствующее мудрости поста. Всё это является нежелательным (макрух) для постящегося» (См: Аль-Манхадж аль-кавим, т. 1, с. 253).
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: freepik.com