Можно ли читать Коран за покойного? Доходит ли до него вознаграждение?

12 октября 2017, 11:28

Вопрос: Ответьте, пожалуйста, можно ли читать Коран у могилы и доходит ли до усопшего вознаграждение за прочитанное? Только, пожалуйста, свои выводы подкрепите доводами из Корана и Сунны.

Ответ: Данный вопрос имеет среди учёных-богословов полемический характер, но абсолютное большинство из них всё же склоняются к тому, что чтение Корана, будь это какая-нибудь определённая сура или вся священная Книга, доходит до умершего.

Для начала условимся, что вынесение решений непосредственно из Корана и Сунны оставим для муджтахидов, имеющих высшие учёные степени – это именно их функция. Мы же приведём мнение абсолютного большинства из них.

Так как мы следуем мазхабу (религиозно-правовой школе) имама Шафии (да смилуется над ним Аллах), соответственно и ответ будет согласно этому мазхабу.

чтение Корана

Шейх аль-Малибарий (да смилуется над ним Аллах) пишет:

أما القراءة فقد قال النووي في شرح مسلم: المشهور من مذهب الشافعي أنه لا يصل ثوابها إلى الميت.

وقال بعض أصحابنا يصل ثوابها للميت بمجرد قصده بها، ولو بعدها، وعليه الائمة الثلاثة واختاره كثيرون من أئمتنا، واعتمده السبكي وغيره، فقال: والذي دل عليه الخبر بالاستنباط أن بعض القرآن إذا قصد به نفع الميت نفعه وبين ذلك، وحمل جمع عدم الوصول الذي قاله النووي على ما إذا قرأ لا بحضرة الميت ولم ينو القارئ ثواب قراءته له أو نواه ولم يدع.

(смысл): «Что касается чтения Корана, то имам ан-Навави  (да смилуется над ним Аллах) в "Шарху Муслим" утверждает:

"Известно мнение мазхаба имама Шафии, что до усопшего не доходит вознаграждение от прочитанного за него.  Однако целая группа учёных относит данное мнение к той ситуации, когда читающий не находился рядом с покойным, или когда читающий предварительно не имел соответствующего намерения, или намерение хоть и имел, но не сделал дуа после чтения.

Чтение Корана за усопшего

Учёные-богословы шафиитского мазхаба также считают, что усопший получает вознаграждение от прочитанного за него, не только когда читающий предварительно имел соответствующее намерение, но и в случае, когда намерение было сделано уже после чтения Корана.

Мнение, что покойный получает вознаграждение за прочитанное из Корана, считают правильным три имама – Абу Ханифа, Малик и Ахмад. Это мнение посчитали достоверным и многие другие имамы и учёные.

Имам ас-Субкий сказал: "На то, что усопший получает вознаграждение, указывает хадис, трактовка которого сводится к тому, что если иметь намерение, чтобы чтение Корана принесло пользу покойному, то польза будет"».

Таким образом, можно утверждать, что вознаграждение за чтение Корана доходит до мёртвого в следующих ситуациях:

чтение Корана

1. Если Коран читают рядом с телом усопшего или возле его могилы, имея намерение посвятить награду за чтение усопшему, или же непосредственно после чтения сделав дуа о доведении награды до покойного.

2. Если вознамерились посвятить покойному вознаграждение за чтение и сделали дуа за него, если его тела нет рядом. (По мнению ар-Рамли, достаточно просто намерения).

3. Если обратились с мольбой (дуа) после чтения Корана о доведении вознаграждения до успошего, если даже ранее не было такого намерения.

Вышеприведённое есть му’тамад  – основательное мнение мазхаба имама Шафии.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Материалы по теме