
Вопрос: Хотелось бы уточнить, можно ли женщине любого возраста учиться верховой езде, и вообще ездить верхом, при соблюдении условия, что обучаться она будет у женщины, ездить с махрамами там, где нет посторонних мужчин?
Ответ: Если женщина одевает хиджаб, соблюдает все нормы Шариата в поведении и не находится в окружении посторонних мужчин, то с разрешения супруга (если она замужем) ей разрешается ездить верхом и обучаться этому у учителя женского пола.
Таково мнение большинства учёных. И за основу такого мнения взяты многочисленные предания, в числе которых высказывание Умара аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах):
علموا أولادكم السباحة والرماية وركوب الفروسية
«Обучайте ваших детей плаванию, стрельбе из лука и езде верхом на лошади» («Файз аль-Кадир»).
Отметитм, что тут не делается различие между мужчинами и женщинами.
Также в достоверном хадисе, переданном от имама Муслима, говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَيْرُ نِسَاءٍ رَكِبْنَ الْإِبِلَ نِسَاءُ قُرَيْشٍ
«Лучшие женщины, которые ездят верхом на верблюдах – это женщины племени курайш» («Сахих Муслим»)
Ибну Хаджар аль-Аскаланий отмечает в книге «Фатх аль-Бари»:
"فَإِنَّ قَوْلَهُ رَكِبْنَ الْإِبِلَ إِشَارَةٌ إِلَى الْعَرَبِ لِأَنَّهُمُ الَّذِينَ يَكْثُرُ مِنْهُمْ رُكُوبِ الْإِبِل"
«Слова Пророка ﷺ «...которые ездили верхом на верблюдах» косвенно указывают на то, что арабы очень много ездили на верблюдах, в том числе и женщины».
Соответственно, обучаться верховой езде также не запрещается.
Однако, учёные ханафитского мазхаба запрещают женщине ездить верхом без надобности. В этой связи имам аль-Хаскафий пишет:
عبارة الدر المختار: "لا تركب مسلمة على سرج ، للحديث . هذا لو للتلهي . ولو لحاجة غزوٍ أو حج أو مقصد ديني أو دنيوي لا بد لها منه فلا بأس به"
«Мусульманка не сядет на верховое животное и объяснение тому – существование хадиса (о запрете). Это относится к тому случаю, когда нет никакой нужды в верховой езде. Если же в этом есть какая-нибудь необходимость, например, участие в священной войне (газават), поездка в хадж, иная мирская или религиозная нужда, то нет запрета в этом» («ад-Дур аль-Мухтар»). С этим согласился и Ибн Абидин.
Аллах знает лучше.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!