
Прибывая в какой-либо город или село, определить, проживают ли там мусульмане, однозначно можно по наличию мечетей, минаретов, звуку азана. Религия придаёт огромное значение строительству и функционированию мечетей. Мечетью называется место, обустроенное специально для поклонения Всевышнему, совершения намаза, чтения Корана, поминания Аллаха ﷻ. Самые лучшие места в этом мире – мечети.
Самой ценной для совершения поклонения мечетью является «Масджид аль-Харам», которая находится в Мекке и внутри которой расположена Кааба – главная святыня мусульман. Это первая мечеть на земле, построенная пророком Ибрахимом (ﻋﻟﻳﻪﺍﻟﺴﻼﻡ). На втором месте – мединская мечеть «Масджид ан-Набави», в которой покоится благословенное тело Пророка Мухаммада ﷺ и его ближайших сподвижников Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах). Третьей святыней Ислама считается мечеть «Аль-Акса» в Иерусалиме. Эту мечеть, согласно преданию, заложил пророк Якуб (ﻋﻟﻳﻪﺍﻟﺴﻼﻡ).
В хадисе сказано: «Кто построит мечеть размером с гнездо куропатки, тому Аллах ﷻ построит дворец в Раю» (Аль-Баззар, Ибн Хиббан).
Мечеть – это дом Аллаха ﷻ, и тот, кто вошёл в неё, подобен тому, кто пришёл в гости к своему Господу. От Абу Саида аль-Худри передано, что Пророк ﷺ сказал: «Если вы увидите того, кто усердствует в посещении мечети, вы свидетельствуйте, что в его сердце есть вера (иман)». В известном хадисе о семи категориях людей, которые окажутся в сени Арша в Судный день, упоминаются и те, чье сердце привязано к мечети. В другом хадисе сказано: «Мечеть – это дом богобоязненных».
Некоторые этические нормы посещения мечети:
• Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.
• При выходе из дома в мечеть читают: «Аллаhумма инни асъалюка бихакки саилина аляйка ва бихакки мамшая hаза иляйка фаинни лям ахруж ашаран ва ля батаран ва ля суматан баль харажту иттика-а сахатика ва-бтигаа марзатика, фа-асалука ан тункизани мина н-нари ва ан тагфира ли зунуби иннаhу ля ягфиру ззунуба илля анта».
• При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе. В 125-м аяте суры «Аль-Бакара» Священного Корана Аллах ﷻ повелевает совершать итикаф. Итикаф – это пребывание в мечети лишь для поклонения. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.
• Входят в мечеть с правой ноги и читают следующую молитву: «Аллаhумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма-гфирли жами’а зунуби вафтах ли абваба рахматик».
• Не одобряется в мечети отвлекаться на то, что отдаляет от поминания Всевышнего, например, на смех, ненужные разговоры и т.д.
• Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».
• Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.
• Нельзя в мечети объявлять о пропаже чего-либо и заключать торговые сделки. В хадисе сказано: «Если увидите того, кто совершает торговлю в мечети, вы скажите: "Пусть не будет прибыли в торговле". Если увидите ищущего пропажу, скажите: "Да не возвратится твоя пропажа"».
• Нежелательно спать в мечети без необходимости.
• Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. В хадисе говорится: «Выносите соринки из мечети, это будет махром (калымом) для райских гурий».
• Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться.
• Необходимо бережно относиться к имуществу мечети.
Самая же главная этическая норма пребывания в мечети – это сердце: чистое намерение и хузур в сердце.
Да сделает нас Всевышний из тех, кто любит мечети, и по этой причине окажется в сени Арша в Судный день.
Из книги «Насихатуль-авам»