
Вопрос: Я слышал от некоторых людей, что наш господин Пророк Мухаммад ﷺ не был уммием (уммий – не умеющий читать и писать), что он знал письмо и чтение. Правда ли это?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «До ниспослания Корана, о Мухаммад, ты не умел ни читать, ни писать. А если бы ты умел читать и писать, то иудеи засомневались бы в тебе, сказав, что в Торе написано, что последний пророк не будет владеть письмом и чтением» (сура «аль-Анкабут», аят 48).
وَمَا كُنْتَ تَتْلُو مِنْ قَبْلِهِ مِنْ كِتَابٍ وَلَا تَخُطُّهُ بِيَمِينِكَ إِذَاً لَارْتَابَ الْـمُبْطِلُونَ
В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Тем, которые следуют за не умеющим читать и писать Мухаммадом, имя и описание которого они находят в Торе и Евангелии…» (сура «аль-Араф», аят 157).
الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الْأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوبَاً عِنْدَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنْجِيلِ
Первый аят указывает на то, что наш господин Посланник Аллаха ﷺ до ниспослания Корана был уммием, не умел ни читать, ни писать. Второй же аят указывает на то, что иудеи и христиане знали Пророка ﷺ по своим книгам как не умеющего читать и писать, в этом вопросе нет никаких разногласий!
Первый аят разъясняет и мудрость того, что Пророк ﷺ не владел ни письмом, ни чтением, словами «а иначе в нём засомневались бы иудеи и христиане, поскольку в их писаниях сказано, что он не будет уметь читать и писать» (сура «аль-Анкабут», аят 48).
إِذَاً لَارْتَابَ الْـمُبْطِلُونَ
Этот аят не дал заподозрить многобожникам и людям Писания (иудеям и христианам) Пророка ﷺ в том, что он мог перенять Коран от людей или из предыдущих писаний.
Кроме того, по мнению подавляющего большинства богословов, Посланник Аллаха ﷺ, даже после того как стал пророком и посланником, не научился читать и писать. Он получал откровения по частям, отрывками до конца своей жизни.
То, что Пророк ﷺ не умел ни читать, ни писать, – его совершенство, поскольку его обучил сам Всевышний. Аллах в Коране говорит (смысл): «<…> и обучил тебя Аллах, Мухаммад, тому, чего ты не знал, милость Всевышнего в отношении тебя велика» (сура «ан-Нисаъ», аят 113).
وَعَلَّمَكَ مَا لَمْ تَكُنْ تَعْلَمُ وَكَانَ فَضْلُ اللهِ عَلَيْكَ عَظِيمَاً
Да, именно Всевышний Аллах обучил нашего Пророка ﷺ, чтобы ни у кого более не было достоинства перед ним, поскольку его обучил Сам Всевышний!
А что касается качества невладения письмом и неумения читать в отношении нас, то это то качество, которого мы должны сторониться. Именно поэтому зародился Ислам и призвал нас обучаться и обучать, и это общеизвестно.
Заключение:
Неумение Пророка ﷺ читать и писать – это истина, отрицать которую невозможно, но в отношении Пророка ﷺ это совершенство. Я бы даже сказал, что это чудо Посланника Аллаха ﷺ, поскольку он явился с Кораном, который оставил растерянными людей, владеющих красноречием и в совершенстве знающих арабский язык. Из Корана извлекли знания все учёные по мере своего уровня, на протяжении столетий и всех времён, и так продолжится вплоть до Судного дня с позволения Всевышнего Аллаха. А Аллах знает лучше.
Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия
Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин хаджи Магомедрасулов