Кто ты в этом мире... (Часть II)

27 сентября 2016, 17:45

Как избежать неискренности в богослужении? Насколько мы стараемся не быть лицемерами в наших поступках? Как держаться правильного пути? Такие вопросы довольно часто возникают в нашей жизни. Давно они беспокоили и меня. Я долго думал, как это донести до каждого из нас, и решил написать, чтобы тот, кто стремится соответствовать образу истинного мусульманина, мог проанализировать свои мысли и поступки. Каждому из нас очень важно время от времени задумываться над своим состоянием.

Чтобы улучшить жизнь и соответствовать предписанным нам нормам, следует задавать себя такие непростые вопросы.

Окончание. Начало читайте здесь.

19. Работаете ли вы над совершенствованием своей личности, воспитывая в себе положительные черты характера? Анализируете ли вы свои нравы, как явные, так и скрытые в сердце?

Работаете ли вы над совершенствованием своей личности

В хадисе говорится: «Самый любимый из вас для меня тот, у кого лучший нрав» (Аль-Бухари).

Когда Посланника Аллаха спросили о том, что больше всего способствует вхождению людей в Рай, он ответил: «Боязнь Аллаха и благой нрав». Затем его спросили о том, что больше всего способствует вхождению людей в Ад, и он сказал: «Рот и половые органы» (Ат-Тирмизи).

Абу ад-Дарда сказал: «Я слышал, как Пророк говорил: «Из того, что будет положено на весы (деяний), нет ничего весомее, чем благой нрав» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

20. Знаете ли вы, что такое благородный нрав? Находите ли в себе его признаки? Достаточно ли их?

Знаете ли вы, что такое благородный нрав?

Перечислим некоторые качества, которые являются благородными, это: смиренность, правдивость, верность слову, умение хранить чужие секреты, усердие в совершении благого, смелость, терпение, проявление благодарности Всевышнему Аллаху за благо, которым Он наделил; снисхождение к ошибкам других; упование на милость Аллаха и боязнь Его гнева; богобоязненность, стыдливость, набожность; умение прощать, милосердие, любовь, щедрость, доброта, размышление о творениях Всевышнего Аллаха, стремление избегать греховного, умение сдерживать гнев, отказ от распространения хулы, сплетен, поклепа, обмана; умение сдерживать язык от ненужного, справедливость в словах и поступках, уважение к старшим, вежливость, мягкость, дружелюбие, щедрость, храбрость, трудолюбие, благовоспитанность, скромность.

Посланник Аллаха просил Всевышнего о хорошем нраве: «О Аллах , направь меня на благой нрав, никто не может направить на благой нрав, кроме Тебя» (Муслим).

قال الله تعالى: "قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ..." (سورة الأعراف\33)

Всевышний сказал (смысл): «Скажи: "Воистину, Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, а также греховные поступки, несправедливое притеснение..."» (сура «Аль-Араф», аят 33).

Имам Аль-Газали пишет: «Ты знай, что порицаемых качеств сердца человека – предостаточно. И процедура очистки сердца от них – долгая. И преодолеть этот путь постоянным его лечением – трудно». Он также сказал: «Из обязательных вещей того, кто вступил на путь познания Аллаха , является наличие у него духовного наставника – муршида, чтобы тот мог привести его к пути познания Аллаха и помог ему освободиться от порицаемых качеств характера и воспитать благородные».

К мерзким, греховным качествам относятся: лживость,гордыня, скупость, алчность...

К мерзким, греховным качествам относятся: лицемерие, лживость, хитрость, гордыня, высокомерие, самодовольство, враждебность, скупость, алчность, самовлюбленность, зависть, грубость, злобность, жестокосердие, мстительность, гневливость, презрительность, выискивание у людей недостатков; распространение хулы, сплетен; издевательства, насмешки, унижение другого человека – словами, намёками, прямо или косвенно; пристрастие к спиртному и азартным играм; отвлеченность от Всевышнего Аллаха; распускание себя в ненужном; отказ от общения с братом по вере; взяточничество, совершение деяний напоказ, расточительство, жадность, притеснение кого-либо; сделав что-либо для человека, упрекать его за это; трусость, бесстыдство, явное совершение грехов – как больших, так и малых.

Имам Аль-Газали пишет: «Ты всячески должен остерегаться этих качеств. Поистине, они по своему существу являются носителями гибельной опасности для человека. Все они первоисточники дурных поступков».

Имамы и ученые-алимы всех четырёх мазхабов пишут: «Невозможно освободиться от скрытых пороков сердца без вступления под духовную опеку истинного шейха-муршида».

Шейх-уль-Ислам Закария аль-Ансари сказал: «Тасавуф – это наука, посредством которой познают состояние очищения нафса, облагораживания характера, освоения как внешнего, так и внутреннего состояния сердца для того, чтобы получить вечное счастье».

21. Контролируете ли вы то, что говорите? Стараетесь ли не произносить слов, в которых нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни? Не слушаете лживые речи, сплетни, не вступаете в беседу, когда обсуждают другого мусульманина? Задумываетесь ли о последствиях сказанного, например, обещая то, чего не собираетесь выполнить? Или же – обманув кого-либо или возведя на человека поклеп, хулу, совершив донос, распустив сплетни, дав ложную клятву, злословя или выдав чужие секреты?

Контролируете ли вы то, что говорите?

Передают от Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха сказал: «Мусульманином является тот, кто не причиняет своим языком и руками вреда (другим мусульманам)» (Аль-Бухари).

قال الله تعالى: "مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلاَّ لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ"  (سورة ق\18)

Всевышний сказал (смысл): « не проронит ни единого слова, чтобы его не записали ангелы, приставленные к нему, – Ракиб и Атид» (сура «Каф», аят 18).

Посланник Аллаха сказал: «Кто верит в Аллаха и Последний день, пусть говорит благое или молчит» (Аль-Бухари, Муслим).

В хадисе говорится: «Верующий человек не упрекает, не проклинает, не оскорбляет, не сквернословит».

22. Насколько вы удерживаете свои органы от запретного (харам) и нанесения ими вреда другим людям? Стараетесь ли вы не смотреть на то, что запрещено, не следить за недостатками других? Пытаетесь ли сохранить честь и имущество мусульманин так же, как свои?

Насколько вы удерживаете свои органы от запретного (харам)

قال الله تعالى: "قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ" (سورة النور\30)

Аллах в Коране говорит (смысл): «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои глаза и оберегали свои половые органы от запретного. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо то, что они творят» (сура «Ан-Нур», аяты 30–31).

Избегаете ли таких серьезных грехов, как прелюбодеяние, распитие спиртного, воровство, разбой, азартные игры? Знаете ли, какие грехи являются самыми тяжкими?

Пророк сказал: «Руки – прелюбодействуют, и ноги – прелюбодействуют, и глаза – прелюбодействуют» (имам Ахмад).

23. Подумайте, насколько вы проявляете качества истинного мусульманина в отношении своей семьи, детей, родителей, уделяете ли им должное внимание?

Насколько вы проявляете качества истинного мусульманина в отношении своей семьи?

Пророк сказал: «Лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я – лучший из вас отношением к своей семье» (Ат-Тирмизи).

24. Если вы работодатель, то насколько вы справедливы к своим работникам, довольны ли они вашим отношением к ним? Соблюдаете ли их права? Если вы работник, подчиняетесь ли вы работодателю? Насколько исправно выполняете свои обязанности? Считаете ли, что вы никому ничем не обязаны?

Пророк сказал: «В День воскресения Я буду противником троим: … человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения работы сполна, но не заплатившему ему» (Аль-Бухари).

В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно» (Аль-Байхаки).

25. Насколько часто вы вспоминаете о смерти, готовитесь ли к ней? Думаете ли о неизбежности наступления Судного дня? Готовы ли встретиться со смертью? Насколько боитесь предсмертного часа? Готовы ли умереть сегодня, сейчас?

Насколько часто вы вспоминаете о смерти, готовитесь ли к ней?

قال الله تعالى: "قُلْ إِنَّ الْمَوْتَ الَّذِي تَفِرُّونَ مِنْهُ فَإِنَّهُ مُلاقِيكُمْ ثُمَّ تُرَدُّونَ إِلَى عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ" (سورة الجمعة\8)

В Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Скажи: “Поистине, смерть, от которой вы убегаете, непременно настигнет вас. И затем вы будете воскрешены и возвращены ко Всевышнему – ведающему о тайном и явном; и, воистину, на том свете вам сообщат о том, что вы творили на земле, и вы будете отвечать за все свои деяния”» (сура «Аль-Джумуа», аят 8).

Посланник Аллаха сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т.е. смерть)» (Ат-Тирмизи).

Кто часто вспоминает о смерти, думает о том, что последует после нее, тот не будет гоняться за удовольствиями этой жизни, её преходящими ценностями, нарушать границы дозволенного.

Проанализировав свои ответы, вы поймете, сколько процентов истинного мусульманина есть в вас. Ответив на вопросы и оценив себя, вычислите средний знаменатель. Затем задайте себе ещё один вопрос: а что делать с процентами, оставшимися из 100? Чем заполнены они?

Недобранные проценты – это или результат халатности в отношении религии Ислам, или лицемерия в поступках и словах, от которых необходимо избавиться.

Лицемерие, что это?

26. Не являетесь ли вы лицемером (мунафиком)? Интересовались ли вы, кто такой лицемер? Каковы качества лицемера, чтобы избегать их? Искренне ли вы боитесь лицемерия – как в словах, так и в поступках? Как не стать лицемером? Должны ли мы этого остерегаться? Такие вопросы должен задать себе каждый мусульманин.

Не являетесь ли вы лицемером (мунафиком)?

Из истории Ислама известно, что все праведники опасались впасть в лицемерие вплоть до самой смерти. Так, даже Умар ибн аль-Хаттаб, второй праведный халиф, заслуживший за свою справедливость звание Аль-Фарук – «разделяющий добро и зло», ещё при жизни обрадованный Раем, как-то спросил Хузайфа, не видит ли он в нем признаки лицемерия?

Кто такой лицемер, и в чём проявляются его качества?

Лицемером, по Шариату, бывают: в убеждениях и поступках.

Лицемер в убеждениях – это человек, в сердце которого нет веры во Всевышнего, но перед окружающими он предстает как уверовавший. Такой лицемер хуже, чем неверующий кяфир. И после смерти он будет вечно пребывать на нижнем (самом мучительном) уровне Ада.

قال الله تعالى: "وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ" (سورة البقرة\8)

Всевышний в Коране говорит (смысл): «И среди людей есть те, которые говорят: „Уверовали мы в Аллаха и Последний день“. Но они не являются уверовавшими» (сура «Аль-Бакара», аят 8).

قال الله تعالى: "إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا" (سورة النساء\145)

В Коране говорится (смысл): «Воистину, лицемеры на нижайшей ступени Огня. И не найти им заступника» (сура «Ан-Ниса», аят 145).

Не являетесь ли вы лицемером (мунафиком)?

Опознать лицемеров можно по их действиям: они плетут интриги, создают в обществе смуту (фитну). Внешне они совершают действия, соответствующие Шариату или для его блага, но делают это напоказ или скрывая какие-либо цели. Они не приходят на коллективные молитвы, на намаз встают с трудом. Лицемеры дают ложные клятвы, пытаясь запутать окружающих, распространяют среди верующих ложные слухи и т.д.

Самой страшной болезнью сердца, которая только может быть, является лицемерие – нифак. Этой болезни в Священном Коране посвящено много аятов и даже целая сура под названием «Лицемеры». Лицемеры всегда были и будут. Немало их и в наши дни среди нас. В этом мире мунафики находятся среди верующих, но в Судный день они будут находиться в Аду.

Лицемер в поступках – это самый распространенный вид лицемерия среди мусульман. Это человек, имеющий веру (Иман) в сердце, соблюдающий предписания Всевышнего, однако в некоторых поступках, словах или же чертах характера проявляющий признаки лицемера.

Не являетесь ли вы лицемером (мунафиком)?

قال الله تعالى: "... وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَاؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ قَلِيلاً" (سورة النساء\142)

Всевышний Аллах сказал (смысл): «…Когда они встают на намаз, то встают неохотно, делая его напоказ перед людьми, и поминают Аллаха очень мало» (сура «Ан-Ниса», аят 142).

"... وَلاَ يَأْتُونَ الصَّلاةَ إِلاَّ وَهُمْ كُسَالَى وَلاَ يُنفِقُونَ إِلاَّ وَهُمْ كَارِهُونَ" (سورة التوبة\45)

Всевышний сказал (смысл): «И на намаз они приходят лениво, и расходуют с неохотой» (сура «Ат-Тавба», аят 54).

Ибн Касир сказал: «Это качество лицемеров, которое проявляется при совершении ими самого почётного, самого лучшего и самого превосходного из дел. Когда они встают на намаз, то делают это лениво, потому что у них нет искреннего намерения в молитве, они не верят в неё, не страшатся и не понимают её смысла».

Пророк Мухаммад сказал: «У лицемера есть три признака: когда они говорят, то лгут; когда обещают, нарушают обещания; а когда предоставляют гарантии чего-либо, предают» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Есть четыре качества характера, и кому бы они ни были присущи, тот настоящий лицемер (мунафик), пока не прекратит их совершать: это лживость речей, злоупотребление доверием, неверность слову и склонность к спорам с отстаиванием неправильного» (Аль-Бухари, Муслим). Слова Пророка о том, что такой человек является настоящим лицемером, означают, что он очень похож на неверующего лицемера.

Не являетесь ли вы лицемером (мунафиком)?

Имам Ан-Навави пишет, что перечислённые черты влекут к лицемерию, и человек, обладающий ими, похож на лицемера, так как он проявляет их. Он уподобляется мунафикам в их нравах, поскольку лицемерием называется изречение устами противоположного тому, что в сердце, и это присуще ему. И лицемерие его проявляется в том, что он лжёт, не соблюдает договора, не оправдывает доверия, спорит, будучи неправым, то есть является лицемером во всём этом, но не по отношению к убеждению Ислама».

Один из алимов сказал: «Изложенное в упомянутом хадисе относится к тем, у кого эти черты проявляются часто, а не к тем, у кого они проявляются редко». Но мусульманин должен следить за тем, чтобы они не проявлялись даже изредка. Так как лицемерие в поступках – это когда поступки верующего мусульманина похожи на поступки настоящих лицемеров. Мусульманину, видящему в себе признаки этого вида лицемерия, необходимо раскаяться (тавбу) и приложить максимальные усилия для избавления от них.

Заметим, что мы не стали каждый приведенный в статье тезис подкреплять аятами или хадисами. Так как цель её написания – призвать читателя оценить, насколько в нем проявляются качества истинного мусульманина. Если же у кого-то появится желание расширить свои знания по предложенным темам, то они могут обратиться к соответствующей литературе или задать вопросы ученым-алимам.

Первую часть материала читайте здесь.

Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета

Материалы по теме