
К тонкостям совершения деяний напоказ относится поклонение с намерением приблизиться ко Всевышнему Аллаху. Это подобно выполнению работы по найму. Данный порок является самым скрытым. Иногда поклоняющийся с такой целью может подняться на степень приближения к Аллаху. Затем ему говорят: «Вернись, ты не из числа достойных приближения к Аллаху». А достойными этой степени являются только те, кто поклоняется Творцу, следуя Его велениям и выполняя свою обязанность перед Ним, не надеясь на приближение к Нему.
К тонкостям совершения деяний напоказ относится и отказ от совершения благих деяний из-за людей. Праведник Фудайль (да будет свята его душа) сказал: «Отказ от совершения благих деяний из-за людей – это суть совершения деяний напоказ, а совершение деяний ради людей – многобожие (ширк). Искренность же (ихлас) состоит в том, чтобы Аллах спас тебя от обоих этих грехов».
К ним еще относится прекращение мюридом дозволенных Господом шуток, когда приходит к тебе человек, которого ты стыдишься. Фудайль (да будет свята его душа) говорил: «Если бы мне сказали: «Поисти не, сейчас повелитель правоверных зайдет к тебе» и я поправил бы свою бороду, то я побоялся бы, что мое имя запишут в числе лицемеров». К указанным тонкостям относятся опускание головы и увеличение смиренности, когда заходит кто-либо из важных людей.
Знайте, о мусульмане, что обладатель искренности не обращает внимания на слова людей. Ему не становится плохо на сердце при осуждении его людьми. Ему не нравится, когда его хвалят, и он не радуется этому.
Будьте сердцем с Аллахом и по мере возможности прилагайте все усилия для этого. Делайте людям добро, стремитесь обрести средства к жизни для себя и своей семьи. Приобретайте дозволенное имущество, где бы вы его ни находили.
Господин Ибрахим аль-Матбули (да будет свята его душа) говорил: «Когда Всевышний Аллах сотворил людей, то спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Твои рабы, которые любят Тебя». Всевышний сказал: «Подумайте о том, что вы говорите, ведь возлюбившего Меня ничем не отвести от Меня и не отвернуть даже мечами и бедствиями». Люди сказали: «Испытай нас чем хочешь». Тогда Всевышний сотворил для них блага мирской жизни. Девять десятых людей пошли за мирским и осталась только одна десятая их часть.
Аллах обратился к этим людям: «Кто вы?» Они ответили: «Твои рабы, возлюбившие Тебя». Всевышний сказал: «Подумайте о том, что вы говорите, ведь возлюбившего Меня ничем не отвести от Меня и не отвернуть даже мечами и бедствиями. Вы ведь видели своих товарищей, как они побежали за мирским». Они сказали: «Испытай нас чем хочешь». Тогда Аллах сотворил для них Рай и украсил его для их глаз. И за Раем пошли девять десятых из оставшихся.
Тогда Аллах спросил у оставшихся: «Кто вы?». Они ответили: «Возлюбившие Тебя». Всевышний сказал: «Подумайте о том, что вы говорите, вы ведь видели своих товарищей». Они сказали: «Испытай нас чем хочешь». Тогда Господь испытал их одним из видов бед. Они проявили стойкость и устояли. А этим тоже их наделил Аллах.
Вот тогда Творец обратился к ним: «Вы – Мои истинные рабы, вы не погнались ни за благами мирской жизни, ни за Раем и не сбежали от бед. Свидетельствуйте, о Мои ангелы, что Я доволен ими как Моими приближенными"
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана
Читайте опубликованные главы из книги
1. Сущность человеческого нафса
2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)
3. Три способа очищения нафса (эго)
4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)
5. Самоконтроль
6. Шесть причин падения нравов
8. Начало любой духовной степени
11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс
13. Какая связь между нашими поступками и снами?
14. Как поступать если охватывает гнев
15. Хула хуже, чем прелюбодеяние
16. Любовь к благам мирской жизни
17. Ведь каждый в мире странник
18. Проявление рабства перед Господом и его сущность
19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?
20. Себя не оправдывай, других не порицай
21. Ты - раб того, что занимает твое сердце
22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего
23. Плоды рабства перед Всевышним
24. Довольство Господо, таслим и тафвиз
25. Довольство предопределением и полное повиновение
27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность
28. Стыдливость исходит от веры
29. Благонравие и его достоинства
30. Благонравие – основа религии
31. 13 высказываний о благонравии
32. 14 примеров проявления благонравия
33. Отрешенность от благ мирской жизни
34. Сущность отрешенности от мирской жизни
35. Как бороться с любовью к мирскому
36. Мерило ценности
37. Отрешенность Пророка ﷺ от мирского
38. Правдивость (сидку) и ее смысл
39. 9 высказываний о правдивости
40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу
41. Четыре разновидности терпения (сабр)
42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав
43. 13 молитв для проявления терпения
44. Кому принадлежит предопределение
45. Признак того, что Конец Света близко
46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость
47. Ревность
48. Самоотверженность, великодушие, щедрость
49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости
50. Доблесть, мужество и человечность
51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности
52. 6 историй о мужестве и человечности
53. Личная свобода
54. Любовь и лучшие цитаты о ней
55. Искренность
57. Тонкости совершения деяний напоказ
58. 9 красивых высказываний об искренности
59. Помощь людям и уважение к ним
60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии
61. 11 красивых цитат о набожности
62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников
63. Вред от чрезмерного общения с людьми
64. Наставление для высокомерных
66. Примеры скромности праведных предшественников
67. Четыре этические правила наставления
68. Рукопожатие
69. Доброе отношение к родителям
71. Богобоязненность
72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования
73. Использование причин не противоречит упованию
74. 21 золотая цитата об уповании