
Сущность мужества и человечности
Знайте, что хотя выражения, поясняющие сущность мужественности (футувва) и человечности (мурувва) разные, смысл у них сводится к одному: правдивость языка, терпеливое перенесение ошибок братьев по вере, оказание благодеяний своим современникам, недопущение зла соседям.
Абу аль-Хасана аль-Бушанджи (да будет свята его душа) спросили о мужественности, на что он ответил: «Это отказ от использования недозволенного, пока с тобой есть ангелы, которые записывают все твои деяния (т.е. постоянно)».
Аль-Антаки (да будет свята его душа) сказал: «Человечность – это выполнение всего предписанного, отдаление от запрещённого и отказ от наслаждения страстями тела».
Один из праведников сказал: «Основой мужественности является постоянное стремление раба исполнять нужды других людей».
Джунайда (да будет свята его душа) спросили о мужественности, и он сказал: «Это то, чтобы ты не питал отвращения к бедному и не противодействовал богатому. А правдивость – это друг мужества и свободы».
Человечность и мужественность - из условий тариката
О мусульмане, последователи суфизма сошлись в том, что гуманность, храбрость и мужественность являются условиями на пути к познанию Всевышнего Аллаха. Я предпочитаю быть подобно горному туру, отказываясь от того, что есть в руках у людей, и отвернувшись от этого. Я не хочу уподобляться козе, принимая от людей подачки в виде мирского имущества, которое не имеет для Всевышнего Аллаха веса крылышка комара, даже если при этом объединить все мирские богатства.
Когда имама аль-Хавваса (да будет свята его душа) спросили, почему мюриды отказываются принимать от людей что-либо, он ответил: «Потому что человечность и благой нрав побуждает мюрида к возмещению людям их благодеяния, исполнению их прав должным образом и проявлению заботы о них».
Пророк (мир ему и благословение) указал своим сподвижникам на важность соблюдения человечности и предостерёг их от совершения того, что может нарушать и порочить её.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь сидеть на дорогах. А если же вы будете пребывать там, то отдавайте должное дороге». Они спросили: «А каков долг перед дорогой, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Он ответил: «Притупление взора, удержание от вреда других, ответ на приветствие, призыв к добру и запрет порицаемого».
Восхваляя обитателей пещеры (асхабу аль-кахф), Всевышний Аллах подчеркнул их мужественность. От их мужества исходила храбрость, которая и привела их к единобожию, являющемуся источником совершенства. Всевышний сказал (смысл): «Мы поведаем тебе, о Пророк, подлинную историю о них. Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа. И Мы укрепили их на прямом пути» (сура «аль-Кахф», аят 13). Говорят, что обитатели пещеры были мужественны, ибо они сразу и без промедления уверовали в своего Господа. Также говорят, что они мужественны из-за того, что вышли в путь и не остановились до тех пор, пока не дошли до познания Всевышнего Аллаха. Еще говорят, что основой мужества является вера (иман). Потому Господь и назвал обитателей пещеры мужественными людьми (смысл): «Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа» (сура «аль-Кахф», аят 13).
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана
Читайте опубликованные главы из книги
1. Сущность человеческого нафса
2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)
3. Три способа очищения нафса (эго)
4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)
5. Самоконтроль
6. Шесть причин падения нравов
8. Начало любой духовной степени
11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс
13. Какая связь между нашими поступками и снами?
14. Как поступать если охватывает гнев
15. Хула хуже, чем прелюбодеяние
16. Любовь к благам мирской жизни
17. Ведь каждый в мире странник
18. Проявление рабства перед Господом и его сущность
19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?
20. Себя не оправдывай, других не порицай
21. Ты - раб того, что занимает твое сердце
22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего
23. Плоды рабства перед Всевышним
24. Довольство Господо, таслим и тафвиз
25. Довольство предопределением и полное повиновение
27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность
28. Стыдливость исходит от веры
29. Благонравие и его достоинства
30. Благонравие – основа религии
31. 13 высказываний о благонравии
32. 14 примеров проявления благонравия
33. Отрешенность от благ мирской жизни
34. Сущность отрешенности от мирской жизни
35. Как бороться с любовью к мирскому
36. Мерило ценности
37. Отрешенность Пророка ﷺ от мирского
38. Правдивость (сидку) и ее смысл
39. 9 высказываний о правдивости
40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу
41. Четыре разновидности терпения (сабр)
42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав
43. 13 молитв для проявления терпения
44. Кому принадлежит предопределение
45. Признак того, что Конец Света близко
46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость
47. Ревность
48. Самоотверженность, великодушие, щедрость
49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости
50. Доблесть, мужество и человечность
51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности
52. 6 историй о мужестве и человечности
53. Личная свобода
54. Любовь и лучшие цитаты о ней
55. Искренность
57. Тонкости совершения деяний напоказ
58. 9 красивых высказываний об искренности
59. Помощь людям и уважение к ним
60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии
61. 11 красивых цитат о набожности
62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников
63. Вред от чрезмерного общения с людьми
64. Наставление для высокомерных
66. Примеры скромности праведных предшественников
67. Четыре этические правила наставления
68. Рукопожатие
69. Доброе отношение к родителям
71. Богобоязненность
72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования
73. Использование причин не противоречит упованию
74. 21 золотая цитата об уповании