
Мирское – враг человека. Знайте, что любовь к благам мирской жизни (дунья) порицаема во всех ниспосланных шариатах (божественных законах), потому как она – основа всякого греха и причина каждой смуты. Поэтому рабу Аллаха необходимо отрешиться от красот преходящей жизни, освободив своё сердце от стремления и любви к высокому положению в обществе. Поистине, любовь к высокому положению несёт больший вред для человека, нежели любовь к богатству. А наличие у человека обоих этих качеств указывает на его любовь к благам мирской жизни, которые являются врагом человека.
Чтобы разъяснить всю презренность и смрад этого скоротечного мира, достаточно привести следующий пример. Когда Всевышний Аллах вывел пророка Адама (мир ему) и его супругу Хаву из Рая на землю, то они, перестав чувствовать запах Рая, потеряли сознание от зловония этого бренного мира. Они пробыли в таком бессознательном состоянии сорок дней.
Также сообщается, что когда Всевышний Аллах сотворил этот мир, то обратился к нему: «О, бренный мир, служи тому, кто служит Мне, и превращай в своих слуг тех, кто будет служить твоим благам!».
Когда же мы говорим о благах этого мира, то подразумеваем под этим богатство, имущество, яства, речь и сон. А ты же, о, мюрид, остерегайся того, чтобы твоё сердце заняло что-либо из преходящих прелестей и удовольствий. И знай, мирские блага сродни волосам, растущим в сердце: если хоть один волос прорастёт в сердце человека, то он тотчас же умрёт. Именно поэтому по воле Всевышнего Аллаха волосы человека растут на поверхности кожи, а не наоборот. В этом мудрость того, что верующие входят в Рай без волос на теле и на лице, со словно подкрашенными сурьмой глазами и с одинаковыми сердцами, не питая зависти и ненависти друг к другу. А если бы на их телах росли волосы, то это привело бы к гибели, ибо на том свете люди физически и духовно подобны сердцам, и нет для них завесы и преграды от Господа.
Знайте, насколько мюрид возлюбит услады мирской жизни, настолько он будет ненавистен Аллаху. Ведь всё, что тебя отвлекает от Аллаха, относится к мирской жизни (дунья), а все, что способствует твоему обращению к Всевышнему Аллаху, относится к вечной жизни (ахира).
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Поистине, Аллах не создал творения более ненавистного для Него, чем бренный мир. Аллах ни разу не взглянул на него (Как на что-то имеющее для Него ценность. – Ред.) после его сотворения».
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Проклят этот преходящий мир и всё, что в нём находится, кроме поминания Аллаха и всего того, что к этому приводит».
Любовь к мирскому и поклонение несовместимы
Имам Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) сказал: «Раб Аллаха не сможет добиться приближения к Всевышнему Аллаху до тех пор, пока в его сердце есть склонность к чему-либо из этого и потустороннего мира. Приближения к Всевышнему может удостоиться только искренний в поклонении раб Аллаха. Остальные же останутся с тем, к чему склонялось их сердце из этого и потустороннего мира, и более этого им не возвыситься».
Также от Абуль-Хасана Али ибн аль-Мазина (да будет свята его душа) передают: «Если вы очень похвалите человека, приписывая при этом ему высокий уровень сиддика (праведника высшей степени), Всевышний Аллах всё равно не будет обращать на него внимания до тех пор, пока в сердце этого раба есть хоть какая-то любовь к мирской жизни. Клянусь Аллахом, на пути познания Всевышнего погибли те путники, которые в душе испытывали сладость от какого-либо материального богатства».
Имам аш-Шазали (да будет свята его душа) сказал: «Поклонение Аллаху, сопряженное с чувством любви к мирской жизни, – это лишь беспокойство, тревога для сердца и утомление для тела, оно становится словно тело без духа (рух). Суть аскетизма и отрешённости от мирских благ заключается в отсутствии любви к ним, а не в лишении себя всякого имущества. Ведь поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не запретил нам заниматься торговлей или каким-либо ремеслом».
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана
Читайте опубликованные главы из книги
1. Сущность человеческого нафса
2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)
3. Три способа очищения нафса (эго)
4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)
5. Самоконтроль
6. Шесть причин падения нравов
8. Начало любой духовной степени
11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс
13. Какая связь между нашими поступками и снами?
14. Как поступать если охватывает гнев
15. Хула хуже, чем прелюбодеяние
16. Любовь к благам мирской жизни
17. Ведь каждый в мире странник
18. Проявление рабства перед Господом и его сущность
19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?
20. Себя не оправдывай, других не порицай
21. Ты - раб того, что занимает твое сердце
22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего
23. Плоды рабства перед Всевышним
24. Довольство Господо, таслим и тафвиз
25. Довольство предопределением и полное повиновение
27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность
28. Стыдливость исходит от веры
29. Благонравие и его достоинства
30. Благонравие – основа религии
31. 13 высказываний о благонравии
32. 14 примеров проявления благонравия
33. Отрешенность от благ мирской жизни
34. Сущность отрешенности от мирской жизни
35. Как бороться с любовью к мирскому
36. Мерило ценности
37. Отрешенность Пророка ﷺ от мирского
38. Правдивость (сидку) и ее смысл
39. 9 высказываний о правдивости
40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу
41. Четыре разновидности терпения (сабр)
42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав
43. 13 молитв для проявления терпения
44. Кому принадлежит предопределение
45. Признак того, что Конец Света близко
46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость
47. Ревность
48. Самоотверженность, великодушие, щедрость
49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости
50. Доблесть, мужество и человечность
51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности
52. 6 историй о мужестве и человечности
53. Личная свобода
54. Любовь и лучшие цитаты о ней
55. Искренность
57. Тонкости совершения деяний напоказ
58. 9 красивых высказываний об искренности
59. Помощь людям и уважение к ним
60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии
61. 11 красивых цитат о набожности
62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников
63. Вред от чрезмерного общения с людьми
64. Наставление для высокомерных
66. Примеры скромности праведных предшественников
67. Четыре этические правила наставления
68. Рукопожатие
69. Доброе отношение к родителям
71. Богобоязненность
72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования
73. Использование причин не противоречит упованию
74. 21 золотая цитата об уповании