
Написать статью на эту тему меня побудил случай, недавно рассказанный другом. У людей, которые накопили небольшой капитал и которых прежняя машина уже не так радует, как прежде, вошло в привычку продавать старое авто с целью приобретения нового. Так вот, друг тоже решил продать свой автомобиль. Историю об этом он и поведал мне.
«В надежде выгодно продать своего железного коня, которого за время эксплуатации в горных районах изрядно потрепало, я выехал на автомобильный рынок. В дороге я уже мысленно выстраивал диалог с клиентом и думал, что, скорее всего, придётся скрыть некоторые недочёты и повреждения в машине с целью продать её подороже, как вдруг по радио услышал хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто обманывает, тот не из нас». Это изречение я слышал и прежде и как-то особо не задумывался… ну вроде как я не обманываю людей, живу, как мне казалось, честно. Однако в этот раз слова хадиса почему-то вонзились мне в сердце и не давали покоя. Остаток своего пути я всё время размышлял об этих словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Прибыв на рынок и поставив ценник на лобовое стекло, я присел в тенёчке, прокручивая предстоящий разговор с покупателем. «А что насчёт недостатков?» – спросит меня покупатель... И, если я ему всё расскажу, он, конечно, захочет снизить цену, и мне уже не хватит моих накопленных денег, чтобы доплатить к вырученной за эту машину сумме и купить новую…
В этот момент к моей машине подошёл пожилой мужчина и стал разглядывать её. По нему было видно, что автомобиль его заинтересовал. Мужчина подошёл ко мне и спросил:
– Вы хозяин машины?
– Да, машина моя, – проговорил я.
– Снаружи машина хорошая и по цене меня устраивает. Если ли нарекания? – как бы проверяя мою честность, спросил покупатель.
– Ну, знаете, у неё в общем всё в порядке… вот только… Ладно… всё расскажу, как есть, – сказал я и поведал обо всём, что знал об этой машине, показал все недочёты, включая те, которые не были видны глазу (т. е. заменённые детали и покрашенные места). Я делал это, ожидая заниженную цену от покупателя или что он вообще сейчас уйдёт в поисках транспорта получше. Как вдруг мужчина, протянув мне деньги, сказал:
– Вот сумма за твою машину, а это тебе ещё сверху.
– А это за что? -–с удивлением спросил я.
– За честность! – с улыбкой ответил он.
Для меня это был шок. Как так? Он купил мой автомобиль, зная о его недостатках, за цену, которую я предложил, да ещё и сверху добавив. С этого дня я дал себе слово, что всегда буду говорить правду и не умалчивать о недостатках. Ведь в любом случае я остаюсь в выигрыше».
История обычная и встречается часто, вот только все ли мы поступаем в ней правильно?
На самом деле, как мы уже прочли в начале этой истории, одно из высказываний Любимца Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) гласит: «Кто обманывает нас, тот не из нас» (имам Муслим).
Разве может получить прибыль тот, кого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не относит к своей общине? Как может человек разбогатеть, будучи под гневом Создателя?! Будет ему в пользу такое богатство?
Хадис гласит: «Если человек продаст что-либо, скрыв его недостатки, изъяны, то он будет находиться под гневом Всевышнего Аллаха, и ангелы будут постоянно проклинать его» (имам Ибн Маджа).
С самого начала становления нашей чистой религии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывал на важность честного заработка и честной торговли, в условия которой входит поведать покупателю о недостатках продаваемого товара.
>
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял с Джарира (да будет доволен им Аллах) клятву на верность Исламу и тот уже собирался уходить, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) потянул его за одежду и поставил условие относительно проявления искренности по отношению к каждому мусульманину. После этого Джарир (да будет доволен им Аллах) всегда указывал покупателю на недостатки продаваемого товара, а потом предлагал ему решить: «Если хочешь, бери, а если хочешь, оставь». Когда же ему говорили: «Если ты и дальше будешь поступать так, то торговля у тебя не пойдёт!» – он отвечал: «Поистине, поклялись мы Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что будем проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину!»
>
Следовательно, если у товара есть какие-либо недостатки, об этом необходимо рассказать честно. Это человек сможет сделать, если будет осознавать, что сбыт товара, недостатки которого он скроет, не увеличит, а уменьшит его удел и лишает его благ, ибо Аллах может лишить его полученного обманным путём в мгновение ока.
Кроме того, он обязательно должен быть убеждён, что прибыль и богатство мира вечного лучше прибыли этого преходящего мира и что мирские блага могут приносить пользу, только пока человек жив, тогда как награду, которую он получит за честность и справедливость в Судный день, никто у него не отнимет, ведь Рай даётся навечно.
﴿إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ * وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ﴾
«Воистину те, которые совершают благие деяния, пребывают в Раю, а те, которые совершают грехи, преступления, – в Аду».
Некоторые муфассиры говорят:
إن النعيم الذي وعد الله الأبرار هو في الدنيا وفي الآخرة
Рай, о котором Всевышний Аллах говорит в этом аяте, – не только ахиратский, вечный. Аллах говорит, что люди, которые творят благое, совершают добрые поступки, доброжелательны, избавлены от внутренних пороков в отношении друг друга, пребывают в Раю и здесь, и в вечном мире, они наслаждаются, они в спокойствии, в умиротворении и в этом дунья (этом мире), и в вечной жизни.
Каждый знает: когда он не обманул, не утаил ничего, его не мучает совесть и в душе спокойно. Но если поступил иначе, он испытывает беспокойство, страх, что всё выяснится и его уличат во лжи.
Уважаемые читатели! Давайте постараемся в последующем и до конца своих дней проявлять искренность и честность по отношению к себе и к окружающим. При этом не задумываясь, получим ли мы материальную выгоду здесь и сейчас. А будем думать о том, что мы радуем нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), стараясь следовать его повелениям и остерегаясь того, чем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет недоволен.