
Сущность зависти и ненависти и их последствия
Сущность зависти (хасад) заключена в недовольстве тем, что Всевышний Аллах одарил кого-то каким-либо благом, и в желании, чтобы тот человек лишился этого блага. Что же касается ненависти (хикд), то в её основе лежит вражда, злоба и разрыв отношений с людьми. Завистник – это несправедливый и жестокий человек, который никого не щадит и не оставляет в покое.
Избранный Пророк Аллаха (мир ему и благословение) указал на то, что все грехи основываются на трёх качествах:
«Три причины являются основой любого греха, бойтесь и избегайте их.
Остерегайтесь высокомерия, воистину, именно оно толкнуло иблиса не подчиниться воле Господа и отказаться совершить земной поклон Адаму (мир ему).
Остерегайтесь искушения, воистину, именно оно побудило Адама (мир ему) вкусить плод с запретного дерева в Раю.
Остерегайтесь зависти, воистину, один из сыновей Адама (мир ему) Кабиль (Каин) из-за зависти убил своего брата Хабиля (Авеля)».
Известно, что Всевышний Аллах ниспослал откровение пророку Сулейману (мир ему), сыну Пророка Дауда (мир ему): «Никогда не возводи хулу на благочестивых рабов Моих и никогда не проявляй зависти к кому-либо из рабов Моих».
Также известно высказывание одного праведника: «Когда Всевышний Аллах пожелает натравить на раба безжалостного врага, то направляет к нему завистника, который не проявит к нему никакого милосердия».
Зависть убивает религию, уничтожая её воздействие на сердце человека, ибо порождает в нём мрак и завесу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, к вам подступили болезни прежних общин: зависть и ненависть. Они сбривают, но не волосы, а религию».
Поэтому один из арифунов (Ариф (мн. ч. – арифун) – праведник, достигший высокой степени в познании Всевышнего Аллаха. – Ред.) сказал: «Мольбы трёх категорий людей не будут приняты Всевышним: потребляющего запретное, возводящего напраслину и испытывающего ненависть или зависть».
Мудрость неприятия Создателем мольбы завистников кроется в том, что они проявляют своё недовольство в отношении удела, который Всевышний Аллах предопределил Своим рабам.
Как обходиться с завистником
Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) разъяснили нам сущность завистника, указав на то, что это человек, которого невозможно ничем удовлетворить.
Так, сподвижник Муавия (да будет доволен им Аллах) отметил: «Можно добиться расположения любого человека, за исключением завистника, ведь его удовлетворит лишь потеря человеком того блага, которым наделил его Всевышний Аллах».
Также передают, что имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) принадлежат следующие строки:
Есть надежда, что всякая вражда будет подавлена,
За исключением той, что исходит от завистника.
Мудрые люди наставляли нас не утруждать себя не прилагать усилий для достижения доброго отношения со стороны завистника, ибо это невозможно. Они говорили: «Не утомляй себя, стараясь добиться расположения завистника, ведь он никогда не примет твоего доброго отношения к нему. А если ты желаешь оказаться в безопасности от его вреда, то постарайся скрыть своё положение: не показывай ему своей радости и свои блага».
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана
Читайте опубликованные главы из книги
1. Сущность человеческого нафса
2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)
3. Три способа очищения нафса (эго)
4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)
5. Самоконтроль
6. Шесть причин падения нравов
8. Начало любой духовной степени
11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс
13. Какая связь между нашими поступками и снами?
14. Как поступать если охватывает гнев
15. Хула хуже, чем прелюбодеяние
16. Любовь к благам мирской жизни
17. Ведь каждый в мире странник
18. Проявление рабства перед Господом и его сущность
19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?
20. Себя не оправдывай, других не порицай
21. Ты - раб того, что занимает твое сердце
22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего
23. Плоды рабства перед Всевышним
24. Довольство Господо, таслим и тафвиз
25. Довольство предопределением и полное повиновение
27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность
28. Стыдливость исходит от веры
29. Благонравие и его достоинства
30. Благонравие – основа религии
31. 13 высказываний о благонравии
32. 14 примеров проявления благонравия
33. Отрешенность от благ мирской жизни
34. Сущность отрешенности от мирской жизни
35. Как бороться с любовью к мирскому
36. Мерило ценности
37. Отрешенность Пророка ﷺ от мирского
38. Правдивость (сидку) и ее смысл
39. 9 высказываний о правдивости
40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу
41. Четыре разновидности терпения (сабр)
42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав
43. 13 молитв для проявления терпения
44. Кому принадлежит предопределение
45. Признак того, что Конец Света близко
46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость
47. Ревность
48. Самоотверженность, великодушие, щедрость
49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости
50. Доблесть, мужество и человечность
51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности
52. 6 историй о мужестве и человечности
53. Личная свобода
54. Любовь и лучшие цитаты о ней
55. Искренность
57. Тонкости совершения деяний напоказ
58. 9 красивых высказываний об искренности
59. Помощь людям и уважение к ним
60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии
61. 11 красивых цитат о набожности
62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников
63. Вред от чрезмерного общения с людьми
64. Наставление для высокомерных
66. Примеры скромности праведных предшественников
67. Четыре этические правила наставления
68. Рукопожатие
69. Доброе отношение к родителям
71. Богобоязненность
72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования
73. Использование причин не противоречит упованию
74. 21 золотая цитата об уповании