Доводы шариата в пользу жертвоприношений

Именем Всемилостивого Аллаха! Хвала Всевышнему Аллаху, наилучшее приветствие и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Из многочисленных хадисов известно, что жертвоприношение — один из важнейших обрядов, совершаемых в праздник жертвоприношения – Ид аль-адха. Однако между учеными были разногласия относительно его обязательности.

Большинство ученых единогласны в том, что жертвоприношение является крайне желательным действом. В качестве довода в пользу необязательности жертвоприношения можно привести хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится:

إِذَا دَخَلَتْ الْعَشْرُ وَأَرَادَ أَحَدُكُمْ أَنْ يُضَحِّيَ فَلا يَمَسَّ مِنْ شَعَرِهِ وَبَشَرِهِ شَيْئًا رواه مسلم

«Когда наступят первые десять дней (месяца зуль-хиджа), пусть тот из вас, кто вознамерился совершить жертвоприношение, не стрижет волосы и не удаляет их с тела». Передал имам Муслим.

Также доказательством желательности является хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный от Анаса (да будет доволен им Аллах), где говорится, что Пророк (мир ему и благословение) собственноручно принёс в жертву двух тучных черно-белых баранов, произнеся: «Бисми-Ллях» (С именем Аллаха) и «Аллаху акбар» (Аллах самый Великий). Во время забоя он ставил ногу им на бок».

وروى البخاري ومسلم عن سيدنا أنس رضي الله عنه قال: ضَحَّى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِكَبْشَيْنِ أَمْلَحَيْنِ أَقْرَنَيْنِ, ذَبَحَهُمَا بِيَدِهِ, وَسَمَّى وَكَبَّرَ, وَوَضَعَ رِجْلَهُ عَلَى صِفَاحِهِمَا

Исходя из этого, ученые-правоведы единогласны в желательности жертвоприношения.

А по мазхабу имама Абу Ханифы жертвоприношение близко к обязательному (ваджиб). Аргументом в пользу этого (по их мнению) являются слова Всевышнего:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَر

«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «аль-Кавсар», аят 2).

Повеление, упомянутое в этом аяте, говорит об обязательности жертвоприношения. Пророк (мир ему и благословение) пригрозил тому, кто не принес жертвоприношение, имея на это возможность, словами:

مَنْ كَانَ لَهُ سَعَةٌ وَلَمْ يُضَحِّ فَلا يَقْرَبَنَّ مُصَلانَا. أخرجه ابن ماجه وصحَّحه الحاكم

«У кого будет возможность принести жертву, но он не сделает этого, тот пусть не приближается к месту нашего моления». Его передали Ибн Маджа, аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным.

На обязательность этого предписания указывает и хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится:

مَنْ ذَبَحَ قَبْلَ الصَّلاةِ فَلْيَذْبَحْ شَاةً مَكَانَهَا, وَمَنْ لَمْ يَكُنْ ذَبَحَ فَلْيَذْبَحْ عَلَى اسْمِ اللَّهِ. رواه البخاري ومسلم

«Кто совершил жертвоприношение до намаза, пусть зарежет еще одного барана вместо тех, что он уже зарезал. А кто еще не совершил жертвоприношения, пусть сделает это с именем Аллаха» (Аль-Бухари, Муслим).

Это ясно указывает на то, что жертвоприношение является обязательным для тех, кто обладает достатком. Аллах лучше знает.

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий провинции аль-Баб (Сирия)

Подготовил: Мухаммадрасул Загиров

Материалы по теме

Яндекс поиск