
Исра – путешествие Пророка ﷺ из мекканской мечети аль-Харам в мечеть аль-Акса в аль-Кудсе (Иерусалим). Ми‘радж – последовавшее за этим вознесение Посланника ﷺ на небо и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей.
Ибн Сад говорит, что Исра валь-Ми‘радж произошло за 18 месяцев до хиджры (переселения). Перенесение и вознесение Пророк ﷺ совершил телом и душой. Поэтому Исра валь-Ми‘радж является одним из удивительнейших чудес, которыми Аллах ﷻ почтил Своего Любимца ﷺ.
В священном Коране сказано:
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ.
Смысл: «Слава Тому, Кто перенес ночью раба Своего из мечети запретной (Масжиду Аль-Харам) Мекки в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, окрестности которой благословили разными плодами и реками, для того, чтобы показать ему Нашу удивительную мощь. Воистину, Всеслышащий Он, Всевидящий» («Исра», 1).
Перенесение в Иерусалим и вознесение является в жизни Пророка ﷺ великим чудом, которое даровал ему Аллах ﷻ. Это произошло после того, как Пророк ﷺ в течение десяти лет проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ получал только насмешки, унижения и обиды.
В ночь вознесения Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж Пророк Мухаммад ﷺ спал возле почтенной Каабы в месте, называемом «хиджру Исмаил», между Хамзатом и Жахфаром.
По одной версии тогда к Пророку ﷺ пришли три ангела: Джабраил, Микаил и Исрафил (мир им). Они забрали Пророка ﷺ так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с Пророком ﷺ пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ рассёк ему грудь без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза, после чего наполнил его мудростью и верой, и поставил на нем печать пророчества. Затем сердце поставили обратно и сжали грудь – и стало оно биться, как прежде. Потом подвели к нему животное под названием «Бурак». Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис об этом: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нём, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса, по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, где я совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы "Тур Асайна" где пророк Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ разговаривал со Всевышним, я также совершил два ракаата там, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса сын Марьям ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, здесь тоже совершил я два ракаата».
На каждой остановке спрашивал Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ Пророка ﷺ: «Разве ты не знаешь, где совершаешь намаз?». Пророк ﷺ отвечал: «Не знаю» – после чего Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ рассказывал ему, что это за место.
Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, Пророк ﷺ привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошел в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве имама.
Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошёл Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка ﷺ пал на молоко. Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ же на это сказал: «Ты выбрал чистоту».
Вскоре они вознеслись на Первое небо. Там Джабраиля ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраил». Тогда его ещё раз спросили: «А кто с тобой?» И он ответил: «Мухаммад». «Он послан?» «Да, он уже послан», – ответил Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ. Когда открылись небесные врата, увидели Адама ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, который поприветствовал Пророка ﷺ и просил у Аллаха ﷻ для него блага.
После этого они вознеслись ко Второму небу. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно так же. Подобное происходило на каждом из небес. На Втором небе Пророк ﷺ встретил пророка Ису сына Марьям ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и Яхью ибн Закарью ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Третьем – Юсуфа ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом – Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Пятом – Харуна ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Шестом – Мусу ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Седьмом – Ибрахима ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, прислонившегося к Байтуль мамур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему. После этого он с Джабраилом ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ дошёл до местности «Сидратуль Мунтаха» – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О, Любимец Аллаха ﷺ, если я сделаю ещё один шаг, то сгорю».
Пророк ﷺ пошёл вперед один. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца. Он увидел величие и красоту Аллаха ﷻ. И Всевышний обратился к нему, говоря без посредника и проявляя к нему почтение.
Об этом Пророк ﷺ рассказывает так:
«Тогда Аллах ﷻ внушил мне то, что внушил. В эту ночь предписал Всевышний 50 намазов в сутки. После я спустился к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, и он спросил меня:
– Что предписал Господь ﷻ твоей общине (умме)?
Я сказал:
– 50 молитв.
И он посоветовал мне:
– Вернись к Господу ﷻ и попроси облегчения: твоя община (умма) не вынесет этого. Воистину, я испытал сынов Израиля, они не осилили это.
Я вернулся к Господу ﷻ и попросил:
– О Господь ﷻ, даруй облегчение моей умме!
Тогда Аллах ﷻ убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, сказав:
– Всевышний уменьшил число ежедневных намазов на пять молитв.
Однако Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ снова предложил:
– Воистину, твоя община (умма) не вынесет и этого. Вернись к Господу ﷻ и попроси ещё облегчения.
И так я ходил от Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ к Господу ﷻ и обратно несколько раз, пока Господь ﷻ не сказал:
– Поистине, эти пять молитв в сутки – за каждую из них Я вознагражу десятикратно! Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу за это одно благодеяние. Если он совершит его, то Я запишу десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за ним ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу за ним одно плохое деяние.
Затем я спустился к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и рассказал обо всем.
– Вернись к Господу ﷻ и попроси облегчения, – снова сказал он.
– Я возвращался к Нему, пока не стало мне стыдно, – был мой ответ».
Аль-Исра валь-Ми‘радж является особым почётом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду ﷺ.
В Вознесении (Ми‘радже) Пророку ﷺ показали множество чудес, непостижимых для разума людей, ему показали воздаяния людям, соответствующие их деяниям.
Во время Небошествия Пророк ﷺ также увидел небесную аль-Каабу (Обитаемый Дом), Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое.
Также Пророк ﷺ видел по пути удивительные вещи. Он видел людей, которые сеют каждый день и каждый день собирают урожай, и каждый раз, когда собирали урожай, возвращались на прежнее место, то есть, им приходилось собирать урожай друг за другом. Пророк ﷺ спросил Джабраила ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, что это за люди? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что эти люди воевали на пути Аллаха ﷻ, дабы возвеличить слово Всевышнего (т.е.с искренними намерениями). Господь ﷻ увеличивает их хорошие деяние до 700 раз, и то, что они израсходовали из своего имущества, Всевышний сохраняет им в наследство.
Когда Пророк ﷺ дошёл до Египта, то почувствовал приятный запах. Он спросил: «Что это, о, Джабраил?». Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Это запах мучеников – служанки Фараона Машитат и её детей, которых зверски убил Фараон».
Также Пророк ﷺ увидел людей, разбивающих головы о камни и потом оживающих. На вопрос, кто эти люди, Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что они ленились совершать намазы.
Также он видел в ту ночь людей, закованных в цепи, и издававших звуки подобно звукам верблюдов, они питались колючим хворостом, дикой маслиной и плодами дерева Ада с противным запахом, и глотали камни Ада. Про них Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ сказал, что они не давали милостыню…
В ту ночь Пророк ﷺ увидел людей, возле которых было хорошее мясо и мясо мерзкое, гнилое и они питались мясом плохим, оставляя хорошее. Пророк ﷺ спросил, кто это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Это пример человека из твоей уммы, возле которого есть дозволенная ему жена, но, оставляя её, он идёт к другой, запретной для него женщине и совершает прелюбодеяние с ней. Также это пример женщины, имеющей хорошего, дозволенного ей мужа, но оставляя его, она идёт к другому мужчине и ночует с ним, совершая грех».
Ещё в ту ночь увидел Пророк ﷺ человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Пророк ﷺ спросил, кто это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что это тот, кто кушает от ростовщичества (риба).
Также в ту ночь Пророк ﷺ видел людей, у которых ногти из железа, и они царапали ими лица. Пророк ﷺ спросил, кто эти люди? Джабраил ответил, что они сплетничали друг о друге.
Также Пророк ﷺ проходя мимо ущелья, почувствовал неприятный запах и услышал противный голос. Пророк ﷺ спросил, что это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что это голос Ада взывает к Всевышнему.
Малик, повелитель Ада, на лице которого никогда не появляется улыбка, открыл перед Мухаммадом ﷺ одну из отдушин Ада и показал пытки, уготованные для грешников. Пророк ﷺ увидел толпу людей, глотающих плоды адского дерева. «Кто эти люди?» – спросил Мухаммад ﷺ. – «Они из твоего народа. Это те, кто не платил закят и милостыню-садака из своих богатств».
Мужчина тщетно пытался поднять огромную кучу дров. «Этот человек присвоил себе чужое добро, оставленное ему на хранение», – объяснил Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ.
Женщина, родившая мужу ребёнка, зачатого от греховной связи, висела на крючьях, вонзённых ей в грудь.
Люди, присвоившие имущество сирот, глотали раскаленные угли. Жестоко наказаны были и другие грешники…
После Вознесения
На утро следующего дня после Вознесения Пророк ﷺ сообщил о том, что с ним произошло, и что он видел. Услышав его рассказ, многобожники (мушрики) стали передавать друг другу эту новость и высмеивать её. Тогда один из них предложил Посланнику ﷺ описать аль-Кудс и его окрестности.
Однако, находясь там, Пророк ﷺ не обратил особого внимания на город. И тут Всевышний открыл его взору вид аль-Кудса, и Пророк ﷺ детально описал всё, что от него требовали. Это передается в сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима.
Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка ﷺ: «О, Мухаммад, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?».
«Да», – ответил Пророк ﷺ и начал рассказывать о своём ночном путешествии, Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада ﷺ, удивились: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку?». Абу Джахль не мог поверить Пророку ﷺ: «Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад ﷺ утверждает, что это огромное расстояние он прошёл в одну ночь и вернулся в Мекку».
Посланник Аллаха ﷺ ответил, что такова была воля Господа ﷻ. Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел в пути караван, направлявшийся в город и подробно описал его. Мухаммад ﷺ сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца. И караван прибыл именно в это время.
Рассказывая о ночном путешествии, Пророк Мухаммад ﷺ подчеркивал, что оно произошло почти мгновенно. Когда он отправлялся в него, Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ опрокинул кувшин с водой. Вернувшись, Пророк ﷺ успел подхватить его.
Некоторые мушрики поспешили сообщить о чуде, происшедшем с Пророком ﷺ, Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха ﷺ ответил: «Если Пророк ﷺ об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему в ещё более невероятном», и поэтому назвали его «Сиддиком» – из-за того, что он оправдал Посланника ﷺ, не искав подтверждений рассказанному.
Если враги Пророка Мухаммада ﷺ подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему. В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Посланником Божьим ﷺ.
До Исра валь-Ми‘радж Посланник ﷺ молился подобно Ибрахиму ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ по два ракаата утром и вечером. После этого ангел Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ обучил Пророка ﷺ намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.