
Вопрос: Я торговец, продаю автомобили в рассрочку на определённый срок. Однако я ставлю следующее условие покупателю: если он опоздает внести очередной оговорённый взнос в установленное время, то я прибавляю ещё определённую сумму (процент, пеня) к этому взносу (или к долгу в целом), которую обе стороны обговорили заранее. Можно ли поступать так?
Ответ: Всевышний Аллах говорит:
وَإِنْ كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَنْ تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
Смысл: «Если должник находится в трудном положении, дайте отсрочку, пока положе-ние его не улучшится. А если вы простите долг, то вам же будет лучше, если только вы понимаете это» (сура «аль-Бакара», аят 280).
Таким образом, Ислам побуждает кредитора предоставить отсрочку заёмщику, который оказался в затруднительном положении, или простить ему долг, сделать его добровольным пожертвованием (садака) в пользу него.
Что касается того, чтобы взять с заёмщика дополнительный процент (пеня) на долг или очередной взнос, время выплаты которого уже настал, но которого должник, получивший товар в рассрочку, так и не выплатил своевременно, то это есть ростовщичество, запрещённое текстом Корана и Сунны.
Вывод: Нельзя брать процент (пеню) сверх установленной цены и за не внесённый вовремя очередной взнос, даже если ты об этом договорился с покупателем заранее, потому что это и есть суть ростовщичество. Аллах лучше знает!
Ахмад аш-Шариф ан-Наасан,
Муфтий провинции аль-Баб (Сирия)
Перевод: М.П. Гаджиев