
Мы знаем, что есть запретное и оно очевидно, а есть дозволенное, которое также понятно для нас, а то, что находится между этими двумя понятиями, является сомнительным. То есть мы не можем точно знать, к какой из двух категорий его отнести.
А любое ли сомнение в дозволенности продукта достаточно для отказа употребления его в пищу?
Во-первых, нужно определить, основательное сомнение или безосновательное, а также насколько сильное сомнение. Есть хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение):
الحلال بين والحرام بين، وبينهما أمور مشتبهات لا يعلمهن كثير من الناس
«Дозволенное очевидно, запретное очевидно, а между ними сомнительное, многие из людей не знают этого (потому что не могут определить, к какой категории относится)…» (аль-Бухари, Муслим).
Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «…данное сомнение должно быть основательным и сомнение должно быть равное в обе стороны (т.е. когда человек думает пятьдесят на пятьдесят в том, что это запретное или дозволенное)…» («Фатх аль-Мубин»).
Из этого следует, что если человек просто имеет безосновательное сомнение, как васвас от шайтана или же есть основания, но все-таки недостаточно весомые, чтобы иметь сильные сомнения, то в данном случае нет вреда от употребления в пищу данного продукта.
Передаётся от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах):
أن رسول الله صلى الله عليه وسلم أتي بجبن في تبوك فدعا بسكين فسمى وقطع
«Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) принесли сыр (сирийский сыр, который известен тем, что изготавливается, разбавляя свиной жир), и Пророк (мир ему и благословение) попросил принести нож, затем произнёс имя «Аллах» и порезал (кусок сыра)» (АбуДавуд).
Ученые разошлись во мнении по поводу этого хадиса и как им руководствоваться, одни сказали: «Кушайте с именем Аллаха, и не спрашивайте (не углубляйтесь)…».
В качестве довода на этот хадис опираются такие имамы, как: Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж», Хатыб аш-Ширбиний в книге «Мугни аль-мухтадж».
Даже если цепочка хадиса слабая, как утверждают некоторые, однако его смысл сильный, и есть аят Корана именно с таким смыслом.
Следовательно, если явно видно, что какая-то пища является сомнительной, то лучше отказаться от неё. Если, конечно, в составе чётко указано о содержании недозволенных в пищу ингредиентов, естественно, она будет запретной.
Ибн Мухаммад