
День Ашура или десятый день благословенного месяца Мухаррам – это великий день для мусульман, потому как очень много событий в истории человечества связано именно с ним.
Например:
1) Завершение творения небес и земель.
2) Сотворение гор.
3) Создание Адама (мир ему).
4) Создание звезд.
5) Сотворение Хавы (Евы).
6) Сотворение небесной Скрижали и Пера.
7) Создание джиннов.
8) Рождение Ибрахима (мир ему).
9) Повеление Аллаха Ибрахиму принести в жертву своего сына Исмаиля (мир ему).
10) Потопление Фараона и спасение пророка Мусы (мир ему) и его народа.
11) Вознесение Исы (мир ему) на небеса
12) Назначение Великого суда на день Ашура.
Эти события привёл имам ас-Суюты (да смилуется над ним Аллах) в своих книгах. Каждый пункт имеет очень большое значение для верующего человека, в связи с чем мусульмане всего мира празднуют этот день, совершая благие деяния в знак благодарности Аллаху.
Происхождение названия дня Ашура
Одни учёные пишут, что название Ашура происходит от названия числительного «десять» – «ашара»,т.к. он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Некоторые учёные утверждают, день Ашура назвали так потому, что Аллах наделил общину Мухаммада ﷺ десятью видами почестей:
1) Месяцем Раджаб, который по величию превосходит другие месяцы подобно превосходству величия общины Мухаммада ﷺ над другими общинами.
2) Месяцем Шаабан, по величию превосходящий другие месяцы подобно превосходству величия Посланника Аллаха ﷺ над другими пророками (мир им).
3) Месяцем Рамадан, величие которого над другими месяцами равно величию Аллаха над всеми.
4) Ночью Ляйлят аль-Кадр, поклонение в которой ценнее, чем поклонение тысячи месяцев.
5) Днём аль-Фитр (Ураза-байрам) – днём воздаяния.
6) Десятью днями месяца Мухаррам – особо важными днями для поминания Аллаха.
7) Днём Арафа, соблюдение поста в котором стирает грехи прошлого и предстоящего года.
8) Днём Курбан-байрама, в котором приближаются к Аллаху.
9) Пятничным днём, и этот день господин всех дней.
10) Днём Ашура, соблюдение поста в этот день стирает грехи целого года.
В каждом из перечисленных дней и месяцев Аллах создал величие и почёт общине Мухаммада ﷺ за любое благое деяние в особом размере, увеличивая воздаяние по сравнению с обычными днями или месяцами.
Лучшее действе в день Ашура
Если сам человек не в состоянии соблюдать пост в этот день, то пусть совершит любое другое благо, хоть накормит на разговении того, кто постился в этот день, и это очень ценно.
Во время Пророка ﷺ жил очень бедный мусульманин, который решил соблюдать пост в этот день. Постившись целый день, вечером вышел на рыночную площадь, так как дома у него не было ни еды для разговения, ни денег на её покупку. Там он увидел одного мусульманина, который был ростовщиком, подошёл к нему и попросил одну серебряную монету, чтоб купить немного еды, но получил отказ. В это время недалеко стоящий иудей, который также был ростовщиком, спросил бедняка : «Что ты сказал моему коллеге?» Тот ответил: «Попросил один динар, а он не дал», и объяснил, что соблюдает пост в такой-то день. Тогда иудей, услышав про пост и такой день, отдал ему десять динаров (золотые монеты). Купив продукты, бедняк пришёл домой и разговелся.
В эту же ночь слабоверующий мусульманин- ростовщик видит сон, в котором ему показывают огромный дворец в Раю, но как только он захотел войти, раздался голос: «До сегодняшнего дня этот дворец был тебе, а теперь тому иудею».
Проснувшись, меняла побежал к иудею и предложил: «Я тебе дам сто динаров с условием, что воздаяние тех десяти золотых, которые ты дал тому бедняку, переведёшь на меня», но тот ответил: «Нет, ни за что не продам тот дворец в Раю» - и произнеся шахаду, принял Ислам. Оказалось, что иудей видел тот же сон, что и его коллега.
Что касается деяний в этот день, то пусть каждый свершит благое действие по мере возможности, здоровья и материального положения, потому как очень желательно проявить щедрость в этот день, раздавая милостыню, а лучшее проявление щедрости – по отношению к своей семье.
Пророк ﷺ сказал:
من وسَّع على عياله يوم عاشوراء وسَّع الله عليه سائر سنته
Смысл: «Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.
Особенным деянием, которым Пророки и Посланники возвеличивали день Ашура, является соблюдение ими поста в этот день, как пришло нам в достоверных приданиях, это самое желательное и для нас, потому как является невидимым для глаз людей поклонением.
В предании сказано:
عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِى يَزِيدَ أَنَّهُ سَمِعَ ابْنَ عَبَّاسٍ يَقُولُ : مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم يَتَحَرَّى صِيَامَ يَوْمٍ يَلْتَمِسُ فَضْلَهُ عَلَى غَيْرِهِ إِلاَّ هَذَا الْيَوْمَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَشَهْرَ رَمَضَانَ
От УбайдуЛлаха, сына Абу Язида передано, что он сказал: «Я слышал, как Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан”» (имам Муслим).
В месяц Рамадан пост обязателен, и естественно, Пророк ﷺ соблюдал предписание, а из желательных дней Посланник Аллаха ﷺ особенно сильно усердствовал в соблюдении поста в день Ашура.
В другом хадисе сказано:
أن رسول الله صلى الله عليه وسلم لما قدم المدينة ، فوجد اليهود صياماً يوم عاشوراء ، فقال لهم رسول الله صلى الله عليه وسلم : مَا هَذا اليوم الذي تَصُومُونَهُ فقالوا : هذا يوم عَظِيم أنجى الله فيه موسى وقومه وأغرق فرعون وقومه فصامه موسى شكراً فنحن نصومه فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : فنحن أَحَقّ وأَوْلَى بِمُوسَى مِنْكُمْ
Смысл: «Поистине, когда Посланник Аллах ﷺ прибыл в Медину, нашёл иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса (мир ему) и Его народ от Фараона, поэтому Муса (мир ему) соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Аллаху”. Тогда Пророк ﷺ изрёк: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к Пророку Мусе (мир ему) в знак благодарности Аллаху”,– и повелел соблюдать пост в этот день» (передал имам Муслим от Ибн Аббаса).
В этом же хадисе сказано:
كان يوم عَاشُورَاء تصومه قُرَيْشٌ في الجاهلية ، وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصومه في الجاهلية ، فلما قدم المدينة صامه وأمر بصيامه ، فلما فرض رمضان ترك صِيَامَ يوم عَاشُورَاء ، فمن شاء صامه ، ومن شاء تَرَكَه
Смысл: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура и Посланник Аллаха ﷺ тоже соблюдал пост в этот день в Мекке, но когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, повелевал всем поститься в этот день и Сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад ﷺ сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься”» (передал имам аль-Бухари от Айши (да будет доволен ими Аллах)).
Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то учёные пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль-аль-Китаб (люди писания), а курайшиты были многобожниками.
Соблюдение сунны Пророка ﷺ – это часть нашей религии, поэтому не нужно упускать возможность совершать то, что совершал Сам Любимец Аллаха ﷺ.
Посланник Аллаха ﷺ избегал сходства с людьми Писания (христиане и иудеи), поэтому он сказал:
لَئِنْ بَقِيتُ لآمُرَنَّ بِصِيَامِ يَوْمٍ قَبْلَهُ أَوْ يَوْمٍ بَعْدَهُ يَوْمَ عَاشُورَاء
Смысл: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после(одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днём Ашура соблюдать один из дней до или после)» .
Также сказано:
أَبَا غَطَفَانَ بْنَ طَرِيفٍ يَقُولُ سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَبَّاسٍ يَقُولُ حِينَ صَامَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ قَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّهُ يَوْمٌ تُعَظِّمُهُ الْيَهُودُ وَالنَّصَارَى فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم فَإِذَا كَانَ الْعَامُ الْمُقْبِلُ صُمْنَا يَوْمَ التَّاسِعَ إِنْ شَاءَ اللَّهُ قَالَ فَلَمْ يَأْتِ الْعَامُ الْمُقْبِلُ حَتَّى تُوُفِّىَ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم-
Абу Гатфан ибн Тарик (да будет доволен им Аллаха) сказал:
«Я слышал, как Ибн Аббас говорил, когда постился Посланник Аллаха: “Этот день (Ашура), который возвеличивают иудеи и христиане?!” Пророк ﷺ ответил: “Когда наступит следующий год, то я буду поститься девятый день тоже (вместе с Ашура)”» (имам Муслим).
В другом хадисе сказано:
لَئِنْ سَلِمْتُ إِلَى قَابِلٍ لأَصُومَنَّ يَوْمَ التَّاسِعَ
Смысл: «Если я останусь живой (в следующий год), то буду соблюдать пост в девятый день» (имам Муслим), однако Посланник Аллаха ﷺ не дожил до этого дня. Так что, тому, кто желает соблюдать пост Ашура, желательно совместно поститься до или после этого дня, чтобы отличаться от людей Писания.
Если же человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.
Намерение на пост в день Ашура
Намерение на пост в этот день делается в следующем порядке: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат(желательный) пост в день Ашура ради Аллаха», намерение обязан совершать сердцем.
Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, тогда нужно намерение делать в следующей форме: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради Аллаха»,- и он, иншаллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.
Молитвы, читаемые в день Ашура
Сначала 70 раз читают следующую молитву:
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ
«Ẍасбуналлаhу ва ни’ма-ль-вакилю ни’ма-ль-мавля ва ни’ма-н-наĉыр»
Смысл: «Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь)».
Затем 7 раз читают эту молитву:
بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيم
سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، نَسْئَلُكَ السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبُنَا وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ
وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ
«Бисмилляhи-р-раẍмани-р-раẍим.
Субẍаналлаhи мильа-ль-мизани ва мунтаhа-ль-’ильми ва мабляґа-р-риḓа ва зината-ль-’арши ля мальджаа ва ля манджаа мина ллаhи иля иляйhи субẍаналлаhи ‘адада-ш-шаф’и валь-ватри ва ‘адада калиматилляhи-т-таммати куллиhа насъалюка-с-салямата бираẍматика я арẍама-р-раẍимина ва ля ẍавля ва ля ḱуввата илля билляhи-ль’алиййи-ль-’аӟым ва hува ẍасбуна ва ни’ма-ль-вакилю ни’ма-ль-мавля ва ни’ма-н-наĉыр».
Ва ĉалля ллаhу ‘аля саййидина Муẍаммадин хайри халḱиhи ва ‘аля алиhи ва ĉаẍбиhи аджма’ин»
Смысл: «Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!
Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит ‘Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Мы просим у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого, и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он нам достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).
Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!»
Да поможет Аллах нам в благом!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!