Мусульмане. Нравственный облик (ВИДЕО)

11 сентября 2014, 14:15

Место морали в Исламе

Человек – самое почётное творение Всевышнего Аллаха, он тесно связан с ок­ружающим миром, он часть этого мира и его обитатель. Чтобы стать личностью, человеку необходимо освоить всё богатство социокультурного, исторического наследия че­ловечества. Каждый из нас осуществляет восхождение на высшие уровни бытия, однако каждый выбирает свою систему ценностей в отноше­ниях с окружающим его миром. Меры постижения добра, ис­тины, красоты у каждого человека, нации и народа свои. Но на протяжении истории развития человеческой культуры создавались своеобразные аккумуляторы, хранители культурных достижений, которые служили накоплению, сохранению и развитию соци­альных ценностей, а также передачи их последующим поколениям.

Таким хранителем, в первую очередь, выступала истинная религия, ниспосланная Всевышним, духовная культура общества. Не будь её, связь времён и поколений прервалась бы, каждый век самостоятельно искал бы истину, добро и красоту. Важным компонентом духов­ной культуры общества является нравственность. Она опреде­ляет поведение человека по отношению к себе, людям, обществу, родителям, друзьям, школе, флоре, фауне и т. д. Нравственность – важный фактор в жизни нации, общества и чело­века. Добрые нравы необходимы для того, чтобы обрести счастье и двигать обще­ство по пути прогресса. Упадок нравственности влечёт за собой гибель нации.

В современную эпоху нравы постепенно приходят в упадок. Человек забывает о своей миросозидательной роли на земле, деньги и власть всё больше овладевают им. Наряду с прогрессивными технологиями человек создаёт оружие, способное уничтожить всё живое на земле. В таких условиях противостоять усиливающемуся цивилизационному кризису можно только путём развития ду­ховного мира человека.

В поддержании и укреплении нравственных устоев обще­ства мусульмане видят одно из важнейших предназначений ре­лигии. Высокая мораль всегда была характерной особенностью Ислама. В одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравы». Заложенные им основы нравственности и духовности остаются непоколеби­мыми по настоящий день, потому что они основаны на ис­тинной вере в Бога, человеколюбии и гуманности, милосердии и справедливости. Мусульманская мораль не просто строится на коранических заповедях и наставлениях – она отвечает тре­бованиям разума, сердца и нисколько не противоречит челове­ческой природе.

Благонравие и порядочность считаются в Исламе одними из самых достойных человеческих качеств. Считается, что человек с благим нравом достигает степени тех, кто усердно молится по но­чам и постится днем. Однажды сподвижники спросили Проро­ка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Что более всего помогает людям попасть в Рай?» Он ответил: «Богобоязненность и благонравие». В другом хадисе говорится: «Нет ничего, что в День Воскресения окажется на Весах верующего весомее благонравия. Воистину, Аллах нена­видит грубых и бесстыдных людей».

Нравственные нормы в Исламе понимаются как правила достойного поведения человека, без которых невозможны до­стижение душевной гармонии и духовное совершенствова­ние. Нравственный облик мусульманина не ограничивается его внутренним миром – его духовная чистота и благочестие отра­жаются на его внешнем виде. Согласно Исламу, нравственность человека зависит не только от полученного им воспитания, но и определяется его врождёнными качествами.

Ислам не просто самым тесным образом связал мораль и нравственность с религиозными убеждениями и поступками, но сделал благонравие важным требованием веры и её критери­ем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самой совершенной верой обладает тот, кто имеет самую высокую нравственность».

 

Милосердие и великодушие

Снисходительность и милосердие – похвальные качества, которые украшают человека, подчёркивают его величие и благородство. Умение безвозмездно делать добро людям и прощать их ошибки требует от человека высокой духовности, сильной воли и твёрдой убеждённости. Таким источником внутренней силы и любви для мусульман являются вера в Аллаха и надежда на Его вознаграждение.

Ислам призывает проявлять сострадание к бедным и помогать нуждающимся, защищать слабых и отстаивать справедливость. Согласно хадисам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) богатство не оскудеет от щедрых пожертвований, и поэтому мусульманам следует жертвовать часть своего состояния на благотворительные цели. В одном из хадисов сказано: «Верующий искренен и щедр, а грешник лжив и скуп».

Правоверный мусульманин не ограничивается проявлениями милосердия по отношению к своей жене, детям, родственникам и друзьям. Он добр и снисходителен ко всем людям и проявляет заботу о животных и остальных Божьих творениях.

Верующий, возлюбивший Аллаха и живущий по установлениям Корана, не ждёт от людей благодарности или награды. Он творит добро бескорыстно, из любви к Создателю и Его творениям. Если же кто-либо обижает его, то он не стремится к отмщению, а сдерживает гнев и великодушно прощает своего обидчика. Более того, он продолжает делать ему добро и не отказывает ему в помощи, когда тот нуждается в ней, давая ему понять, что истинная сила и величие – в покорности Всевышнему Аллаху и умении совладать с собой. Проявляя великодушие и терпение, мусульманин завоёвывает уважение тех, кто способен оценить высокие нравственные качества, и побуждает призадуматься тех, кто имеет иной взгляд на мир. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если с человеком поступают несправедливо, а он прощает обидчика ради Аллаха, то Он непременно дарует ему могущество, и он одержит верх».

Поэтому мусульманин помнит, что обрести гармонию души и разума можно, только очистив своё сердце от ненависти и наполнив его любовью, милосердием и прощением. Поступая так, он сохраняет достоинство и удостаивается щедрой награды Аллаха. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, и над вами смилостивится Всевышний Аллах». В другом известном хадисе говорится: «Аллах не будет милостив к тому, кто не был милостив к людям».

 

Правдивость и честность

Необходимость говорить правду – одна из первых истин, которую усваивает мусульманин, изучая религию Аллаха. Наградой за правдивость являются милость и поддержка Аллаха, и если из-за высказанной вслух правды ему придётся пройти через испытание, то в конечном итоге он всё равно окажется на высоте.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будьте правдивы, ибо правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в Рай. Если человек непрестанно говорит истину и придерживается её, то у Аллаха будет записано, что он – правдивый». Говоря правду, человек завоёвывает любовь и уважение окружающих, люди начинают доверять ему и желают видеть его в числе своих близких. Правдивому человеку легко смотреть в глаза своим родственникам и друзьям, товарищам по учебе и коллегам по работе. В его душе царит покой, его слова тверды и убедительны, а поступки – уверенны и решительны.

Сознательный мусульманин избегает лжи во всех словах и поступках, от малых до великих, и стремится к тому, чтобы правдивость стала неотъемлемым качеством его души.

Но если необходимо солгать для того, чтобы помирить двух поссорившихся друзей или предотвратить их размолвку, то Ислам разрешает поступить так. Поддержание добрых отношений с людьми, мира и согласия в обществе – одна из высших целей Шариата, и поэтому разрешается прийти к одному из поссорившихся товарищей и сказать ему, что другой товарищ, который недавно обидел его, сожалеет о случившемся и желает примириться, если даже в действительности это не так.

Говорить правду не означает высказывать людям всё, что думаешь о них, и постоянно указывать на их недостатки. Праведный верующий старается замечать в людях их лучшие качества и говорит им об их недостатках только тогда, когда ему представляется возможность дать добрый совет или наставление.

В силу своей правдивости и искренности мусульманин характеризуется простосердечием, которое нередко граничит с наивностью и доверчивостью. По этой причине он иногда ошибается в людях и даже попадает под их влияние. Но как бы велико ни было его заблуждение, совестливость и внутренняя потребность в истине, в конце концов, помогают ему преодолеть искушение и вернуться на прямой путь, и это, поистине, является одним из величайших благ правдивости.

О пользе этого замечательного качества прекрасно свидетельствует поучительная история о трёх мусульманах, которые ослушались приказа Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не отправились в поход на Табук вместе с остальными сподвижниками. Кроме них в походе не приняли участие свыше восьмидесяти лицемеров, которые предпочли отсидеться дома. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся из похода, лицемеры явились к нему и стали придумывать себе лживые оправдания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял их извинения, несмотря на то, что они были неискренни с ним. И только трое мусульман – Кааб бин Малик ас-Сулями, Мурара бин ар-Раби аль-Амри и Хилял бин Умейя аль-Вакифи – признались, что у них нет оправдания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал собравшимся, что только эти трое сказали правду, и велел выждать, пока Аллах не вынесет им приговор. Отношение жителей Медины к этим троим мусульманам изменилось, люди стали избегать их и перестали общаться с ними. Так продолжалось в течение пятидесяти дней, однако раскаявшиеся в своём проступке мусульмане стойко выдержали выпавшее на их долю испытание. Они не изменили вере и не отвернулись от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на то, что гассанидский правитель изъявил готовность принять их взамен на их обращение в христианство. А по прошествии пятидесяти дней Пророку (мир ему и благословение Аллаха) были ниспосланы аяты о том, что Аллах принял покаяние этих троих мусульман и простил их. Более того, они были наречены правдивыми, а всем остальным верующим было приказано держаться вместе с ними: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»(сура 9 «Ат-Тавба», аят 119). По прошествии многих лет после того события Кааб бин Малик говорил: «Клянусь Аллахом, с тех пор, как я рассказал правду Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), я не встретил ни одного мусульманина, которого бы Аллах подверг более прекрасному испытанию из-за его правдивости. С тех пор я ни разу преднамеренно не солгал, и надеюсь, что Аллах будет оберегать меня от этого и всю оставшуюся жизнь».

 

Искренность и верность

Одно из важнейших требований Ислама – искренность в отношениях с Аллахом, самим собой и окружающими людьми. Искренность больше, чем правдивость; она обязывает верующего соблюдать коранические заповеди и руководствоваться наставлениями Пророка (мир ему и благословение Аллаха), быть благодарным Аллаху и делать добро Его творениям, беззаветно любить Родину и служить своему народу. Для мусульманина понятия «Ислам», «вера» и «искренность» неотделимы друг от друга, поскольку, вставая на путь поклонения одному Аллаху, человек очищает свою душу от всего, что несовместимо с единобожием и благочестием. Недаром, принося присягу верности Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), сподвижники клялись искренне выполнять свои обязанности перед Аллахом и перед людьми. Джарир бин Абдаллах рассказывал: «Я поклялся Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что буду совершать намаз, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину».

Более того, согласно Исламу, человек не обретёт истинной веры до тех пор, пока не станет желать другим людям того же, чего он желает самому себе. В хадисе сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает себе самому». Достичь такой степени совершенства и благонравия удаётся только тем, кто искренне любит окружающих – не за их доброе отношение к нему, а только ради Всевышнего Аллаха.

История Ислама знает немало примеров такой бескорыстной любви, преданности и верности. Истинный верующий не делает различия между собой и остальными мусульманами и не считает, что у него есть больше прав на благополучие в этом мире, чем у других людей.

Ислам побуждает верующих оказывать помощь близким и нуждающимся в любых обстоятельствах. Мусульманин не бросает человека и не отказывает ему в помощи, если даже тот допустил ошибку или поступил несправедливо. Этому учил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Пусть человек оказывает помощь брату своему, независимо от того, он притесняет других или другие притесняют его. Если он – притеснитель, то пусть помогающий удержит его от этого, что и станет для него помощью, а если он – притесняемый, то пусть помогающий поддержит его». Это и есть подлинная искренность и гуманность, которые формируются в душе верующего под влиянием коранических назиданий и пророческих наставлений.

 

Терпение и выдержка

Ещё одним нравственным качеством, без которого немыслимы вера, благочестие и покорность Аллаху, является терпение. Оно помогает исправно выполнять обязанности, сторониться всего, что запрещено и приносит вред, стойко переносить выпадающие на долю человека трудности и несчастья. В Священном Коране много аятов, в которых верующим велено запасаться терпением и прибегать к его помощи в трудную минуту. Поэтому четвёртый праведный халиф Али бин Абу Талиб говорил: «Вера без терпения всё равно, что тело без головы».

Однако далеко не каждому удаётся проявлять терпение и в радости, и в горе. Большинство людей сетуют на судьбу, если их постигает несчастье, и не торопятся благодарить Аллаха и делать добро Его творениям, когда их дела приходят в порядок. Попав в беду, люди беспокоятся только за себя, а выбравшись из неё, они зачастую отказывают в помощи другим. По этому поводу в Коране сказано: «Человек сотворён нетерпеливым»(сура 21 «Аль-Анбия», аят 17).

Следуя предписаниям Корана и Сунны, мусульманин вырабатывает в себе терпение, учится довольствоваться предопределением Аллаха и видеть пользу даже в том, что время от времени его постигают несчастья. Он сдерживает гнев и контролирует свои эмоции, а если на его пути встречаются невежественные люди, то он проявляет выдержку и мягкость. Известный сподвижник и комментатор Корана Ибн Аббас говорил: «Проявляйте терпение при гневе и прощайте плохое отношение к вам. Если люди станут поступать так, то Аллах защитит их, а их враги покорятся им, словно их близкие друзья».

Ислам призывает верующих воздерживаться от гнева и держать себя в руках, ведь в гневе человек может сказать или сделать то, о чём будет сожалеть всю оставшуюся жизнь. Сообщается, что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то мужчина и сказал: «Дай мне наставление, но не большое, дабы я мог запомнить его». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не гневайся!» Мужчина дважды попросил у него другого совета, но всякий раз он говорил: «Не гневайся!»

Воплощением выдержки и терпения был сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), на долю которого несчастья выпадали одно за другим с раннего детства. Он вырос сиротой и, ещё будучи ребёнком, начал трудиться, чтобы заработать себе на жизнь. Все его дети, за исключением младшей дочери Фатимы, скончались при его жизни. Но самые страшные испытания ему пришлось пережить после того, как Аллах оказал ему милость и избрал Своим Посланником. Курейшиты подвергали его гонениям и унижениям, бойкотировали его и его родственников, убивали и нещадно пытали его последователей. Однако все эти трудности не породили в его душе ни беспокойства, ни ненависти. Напротив, он всегда оставался мягким и снисходительным человеком. Он прощал своих врагов и никогда не гневался на тех, кто обижал его. Он любил напоминать своим сподвижникам о том, что наибольшие трудности Аллах посылает именно пророкам и тем, кто больше всего походит на них.

Анас бин Малик рассказывал, что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) подошёл какой-то бедуин и резко потянул его за край плаща так, что на его плече остался след от подкладки плаща. Бедуин сказал: «Мухаммад, вели людям дать мне немного из тех богатств Аллаха, которые есть у тебя». Какой же была реакция Посланника Аллаха (мир ему и благословение)? Он не разгневался и не стал наказывать невежественного человека, несмотря на то, что в тот период власть мусульман распространилась на значительную часть Аравийского полуострова. Он лишь улыбнулся в лицо бедуину и приказал дать ему кое-что из пожертвований. Всем своим поведением он показывал, каким должен быть подлинный верующий и как он должен относиться к людям. В одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Силён не тот, кто одерживает верх над другими, а тот, кто одерживает верх над самим собой».

 

Скромность и стыдливость

Истинный верующий всегда отличается скромностью и смирением. Осознав совершенство Аллаха и свою нужду в Нём, человек просто не может превозноситься и бахвалиться. Мусульманин не считает себя лучше других и осознаёт свои недостатки. Он старается скрыть свои достижения, не приписывает себе несуществующих заслуг. Все свои успехи он связывает с милостью и волей Аллаха. Он исполнен желания стать лучше и чище, избавиться от грехов и внутренних пороков.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) уделял большое внимание воспитанию скромности в своих учениках, поскольку это душевное качество – одно из самых характерных свидетельств чистой веры. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах внушил мне, чтобы вы придерживались скромности, и не превозносились друг над другом, и не обижали друг друга».

Скромность и стыдливость – это подлинное богатство души, ибо сильное чувство, как правило, стыдливо и молчаливо. В хадисе говорится: «Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль – это стыдливость».

Стыдливость в наибольшей степени присуща мусульманским женщинам. Их богатый внутренний мир отражается в их скромном внешнем виде. Мусульманка не привлекает внимания посторонних мужчин ни своим поведением, ни одеждой, ни украшениями, а платок, покрывающий её голову, является символом её скромности и благочестия. В обществе она по обыкновению своему опускает взор, сохраняя свои чувства и эмоции целиком для своих родных и любимых.

Прекрасным образцом скромности были праведные халифы и ближайшие соратники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Когда в период правления Умара бин аль-Хаттаба мусульмане захватили Иерусалим (16/638), патриарх Софроний согласился передать ключи от древнего города только самому правителю мусульман. Главнокомандующий мусульманской армии Абу Убайда бин аль-Джаррах написал об этом халифу, и тот отправился в Иерусалим на верблюдице, взяв с собой одного слугу. Они ехали верхом по очереди, и когда добрались до Иерусалима, слуга сидел на верблюдице, ибо была его очередь, а Умар в изношенной одежде шёл рядом и держал её за поводья. Мусульмане посоветовали ему принарядиться и пересесть на верблюдицу, чтобы патриарх и жители города увидели его в достойном обличии, но халиф отказался и произнёс исторические слова: «Аллах возвысил нас благодаря Исламу, и если мы станем искать величие в чём-либо другом, то Он унизит нас».

Итак, отказываясь от всех плохих деяний и качеств, нужно украшать себя и свою душу хорошими деяниями и качествами, такими как правильное вероубеждение, раскаяние, отказ от греховного, сожаление о совершённых грехах, стыд перед Аллахом, повиновение Ему, терпение, богобоязненность, осознание ничтожности мирского, довольство тем, что имеешь из мирского богатства, благодарность, восхваление Аллaха, правдивость, выполнение обещания, перенесение трудностей и невзгод, выполнение обязанностей перед соседями, родственниками, родителями, детьми, щедрость, частое приветствие братьев по вере словами «Ас-салямуалайкум», хорошее поведение, любовь к миру вечному, ненависть к этому миру, беспокойство за отчёт перед Аллахом, уважение к другим, спокойствие, обуздание своих страстей, отказ от наслаждения запретным и нежелательным, приветливость, радушие, боязнь Аллaха и надежда на Него, любезность, дружелюбие, сглаживание разногласий, память о Всевышнем, уклонение от лишних встреч с людьми, наставление других, боязнь попасть даже в сомнительное, упование на Аллаха, храбрость, человечность, любовь к Аллаху и ко всему, что любит Аллах, надежда на достижение познания Аллaха, вдумчивость, неспешность, самоконтроль, требование отчёта от себя, справедливость, хорошее мнение о других, старание, настойчивость, уклонение от споров, поминание смерти, отсутствие надежды на долгую жизнь, истинное понимание Корана, отказ от бесполезных мыслей, осознание своей постоянной нужды во Всевышнем, обращение за помощью к Аллaху, искренность во всех состояниях.

Если мусульманин будет обладать этими качествами, то он с их помощью приблизится к Всевышнему Аллaху и Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и получит счастье на этом и на том свете. Сущность всего этого заключается в использовании хороших качеств и в избавлении от плохих. Отрицательные и похвальные качества заложены в каждом человеке. Хорошие люди проявляют похвальные качества и утаивают порицаемые, плохие же люди делают наоборот.

По своей природе человек рождён хорошим. Если он поступает обдуманно, в нём выявляются хорошие качества, а плохие остаются невостребованными. Так как нафс по своей природе стремится к плохому и бежит от хорошего, то человек предрасположен к плохому. Поэтому он находится в большой опасности и нуждается в искреннем, способном, искусном враче, чтобы избавить себя от плохого и скверного, до тех пор, пока в нём не проявятся все хорошие качества. Таким врачом и является истинный наставник – шейх.

Один из учёных-богословов пишет: «Берегись оставить невостребованными находящиеся в тебе похвальные качества и хорошие деяния, надеясь на свои знания и богослужение. Это обман, в который тебя привёл твой нафс, повелевающий плохое. Ты похож на человека, который не пробовал ничего, кроме горькой редьки, и утверждает, что знает вкус сладостей и вкусной пищи. А если ты попробуешь вкус мёда, тогда почувствуешь и горечь прежней пищи. Знай, что ты еще не почувствовал сладость хороших качеств и деяний».

О Аллах, направь нас всех на истинный путь! Аминь!

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Честь и достоинство мусульманина

Материалы по теме