Как провести ночь Бараат?

28 марта 2021, 15:37

С позволения Всевышнего нам ещё раз посчастливилось встретить благословенный месяц шаабан. О достоинстве этого месяца есть много хадисов. Однако месяц сей примечателен тем, что срединная ночь является особенной, эта ночь называется Бараат, в оригинале на арабском «ляйлят-уль-Барааh». И в переводе с арабского означает "непричастность», «полное отделение», «очищение», «освобождение». Ночь Бараат попадает на ночь с 14-го на 15-ое число месяца шаабан, а по другой версии с 15-ого на 16-ое шаабана.

Достоинство ночи Бараат

Передаётся от Муаза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Всевышний обращается в ночь середины месяца шаабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему». (Хадис передал аль-Байхаки в «Шуабуль-иман», № 3674; ат-Табрани в «аль-Му'джам аль-кабир», № 215 и в «аль-Му'джам аль-авсат», № 6967; и Ибну Хиббан в «аз-Заваид».)

عن معاذ بن جبل ، عن النبي صلى الله عليه وسلم ، قال : « يطلع الله على خلقه في ليلة النصف من شعبان فيغفر لجميع خلقه إلا لمشرك أو مشاحن

Ночь Бараат

Аналогичный хадис приводится и в сборнике имама Ибн Маджа, но уже от Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен ими всеми Аллах): «Всевышний обращается в ночь середины месяца шаабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему».

 عَنْ أَبِي مُوسَى الْأَشْعَرِيِّ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ إِنَّ اللَّهَ لَيَطَّلِعُ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَيَغْفِرُ لِجَمِيعِ خَلْقِهِ إِلَّا لِمُشْرِكٍ أَوْ مُشَاحِنٍ _(رواه ابن ماجة : بَاب مَا جَاءَ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ )

Передаётся от супруги Посланника Аллаха Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая сказала, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ей: «<...>Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб». (Хадис передали ат-Тирмизи, ИбнуМаджа, имам Ахмад, Ибну Абу Шайба, аль-Байхаки, аль-Багави, Исхак бин Рахавих, ад-Дайлями.)

 إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَنْزِلُ لَيْلَةَ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا فَيَغْفِرُ لِأَكْثَرَ مِنْ عَدَدِ شَعْرِ غَنَمِ كَلْبٍ ـ

Также имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «До нас дошло, что мольба раба принимается в пять ночей: в пятничную ночь, в ночь на праздник “ид аль-фитр” (Ураза-байрам) и в ночь на “ид аль-адха” (Курбан-байрам), в первую ночь месяца раджаб и срединную ночь месяца шаабан». («аль-Умм», 1/264; «Мугниль-мухтаджиляма'рифатиальфазиль-минхадж», 4/130)

Как следует провести эту ночь?

Дуа в ночь Бараат

Ночь Бараат желательно посвятить поклонению Всевышнему. Исполнять желательные молитвы, такие как витр, тахаджуд и просто желательный намаз (мутляк). Если у кого есть пропущенные молитвы, конечно же, в первую очередь следует возмещать их. Побольше читать зикр, салават на Пророка ﷺ Всевышнего, исполнять свои вирды... Эта ночь примечательна и тем, что в ней особо принимается дуа.

В своих мольбах, дабы ещё больше увеличить шанс того, что Аллах даст испрашиваемое у Него, желательно следовать упомянутым рекомендациям в материале: Как просить Всевышнего, чтобы мольба была принята? Самое главное, не спать этой ночью, а поклоняться Всевышнему, ибо никто из нас не знает, сколько ему ещё отведено прожить на этом свете, доживёт ли он до следующей ночи Бараат?

А если работа или какие-то ещё другие факторы не позволяют провести эту ночь в бдении и поклонении Всевышнему, то хотя бы постарайтесь сходить в мечеть и поспать там, с намерением на итикаф.

Многие богословы предпочитают в эту ночь трижды читать суру «Ясин». Первый раз его читают с намерением и надеждой на Всевышнего, что Он продлит тебе жизнь, второй раз – чтобы уберёг тебя от нужды к кому-либо, кроме Него, и третий раз – чтобы Аллах уберёг от бед и невзгод. После каждого «Ясина» рекомендуется обращаться ко Всевышнему со следующей мольбой:

Дуа, читаемое в ночь Бараат (на арабском)

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ.
اَللَّهُمَّ يَا ذَا الْمَنِّ وَلَا يُـمَنُّ عَلَيْهِ، يَا ذَا الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ، يَا ذَا الطَّوْلِ وَالْإِنْعَامِ. لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ ظَهْرَ اللَّاجِئينَ، وَجَارَ الْمُسْتَجِرِينَ وَأَمَانَ الْـخَآئِفِينَ. اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنَا عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ أَشْقِيَاءَ أَوْ مَـحْرُومِينَ أَوْ مَطْرُودِينَ أَوْ مُقْتَرًا عَلَيْنَا فِي الرِّزْقِ، فَامْحُ اللَّهُمَّ بِفَضْلِكَ شَقَاوَتَنَا وَحِرْمَانَنَا وَطَرْدَنَا وَاقْتَارَ رِزْقِنَا، وَأَثْبِتْنَا عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ سُعَدَاءَ مَرْزُوقُيِنَ مُوَفَّقِينَ لِلْخَيْرَاتِ، فَإِنَّكَ قُلْتَ وَقَوْلُكَ الْـحَقُّ فِي كِتَابِكَ الْمُنَزَّلِ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّكَ الْمُرْسَلِ: ﴿يَـمْحُو اللهُ مَا يَشَآءُ وَيُثْبِتُ وَعِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ﴾. إِلَـهَنَا بِالتَّجَلِّي الْأَعْظَمِ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ الْمُكَرَّمِ الَّتِي يُفْرَقُ فِيهَا كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ وَيُبْرَمُ، أَنْ تَكْشِفَ عَنَّا مِنَ الْبَلآءِ مَا نَعْلَمُ وَمَا لَا نَعْلَمُ وَمَآ أنْتَ بِهِ أَعْلَمُ، إِنَّكَ أَنْتَ الْأَعَزُّ الْأَكْرَمُ.
وَصَلَّى اللهُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَآلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّم

Транскрипция:

«Бисмилляhи-р-раẍмани-р-раẍим
Аллаhумма я ҙа-ль-манни ва ля юманну ‘аляйhи, я ҙа-ль-джаляли ва-ль-икрам, я ҙа-ҭҭавли ва-ль-ин’ам. Ля иляhа илля анта ӟаhра-ль-ляджиъина ва джара-ль-мустаджирина ва амана-ль-джаифин. Аллаhумма ин кунта катабтана ‘индака фи умми-ль-китаби ашḱияа ав ваẍрумина ав маҭрудина ав муḱтаран ‘аляйна фи р-ризḱ. Фамẍу Ллаhумма бифаḓлика шаḱаватана ва ẍирманана ва ҭардана ваḱтара ризḱина ва аҫбитна ‘индака фи умми-ль-китаби су’адаъа марзуḱуйина муваффаḱина лиль-хайрати, фаиннака ḱульта ваḱавлюка-ль-ẍаḱḱу фи китабика-ль-муназзали ‘аля лисани набиййика-ль-мурсали: «Ямẍу Ллаhу ма яшаъа ва юҫбиту ва ‘индаhу умму-ль-китаб». Иляhана би-т-таджалли-ль-а’ӟами фи ляйляти-н-ниĉфи мин ша’бана-ль-мукаррами лляти юфраḱу фиhа куллю амрин ẍакимин ва юбраму ан такшифа ‘анна мина-ль-баляи ма на’ляму ва ма ля на’ляму ва ма анта биhи а’лям. Иннака анта-ль-а’аззу-ль-акрам.
Ва ĉалля ллаhу ‘аля саййидина Муẍаммадин ва ‘аля алиhи ва ĉаẍбиhи ва саллям».

Смысл:

«С именем Аллаhа, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете лишь к уверовавшим!

О Аллаh, о Обладатель Милости, не нуждающийся в милости других, о Обладатель Величия и Щедрости, о Обладатель всех благ! Нет бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя.

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, защищаешь тех, кто просит защиты у Тебя, к Тебе прибегают подвергшиеся опасности, Ты являешься безопасностью тех, кто к этому стремится. Если Ты записал нас в матери книг заблудшими, лишёнными, изгнанными, бедными, о Аллаh, Твоей милостью сотри запись о нашем заблуждении, лишении, изгнании, бедности и запиши нас в Хранимой Скрижали в числе благонравных, тех, кому расширены блага и кому благоприятствуют в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада ﷺ, и слово Твоё истинное: Аллаh стирает то, что захочет, и оставляет то, что захочет, и у Аллаhа Хранимая Скрижаль.

О Господь! Во имя проявления самой Великой Твоей Милости в срединную ночь Ша’бана, отведи от нас беды, о которых мы знаем и о которых не знаем. Ты – Великий и Щедрый.

Благословение Аллаhа и мир господину нашему Мухаммаду, его семье и сподвижникам».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com

Материалы по теме