Какого цвета выбрать одежду?

8 мая 2014, 10:13

Человеку дозволено носить любую одежду, соответствующую Исламу, то есть закрывающую все его срамные места, не облегающую и не уподобляющуюся одежде иноверцев. Желательно учитывать и цвет одежды, в Исламе немаловажную роль играет цвет того, что носит человек. Есть желательные цвета, а есть порицаемые.  Итак…

Белый цвет

Единогласны учёные –правоведы Ислама в том, что этот цвет является сунной для одежд живых, и даже мёртвых заворачивать в саван. Самурат ибн Джундуб (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

   ألبسوا الثياب البيض فانها أطهر وأطيب وكفنوا فيها موتاكم

Смысл: «Одевайте одежду белого цвета поистине, она самая чистая и самая приятная, а также заворачивайте ею ваших усопших» (Имам Ахмад, ат-Тирмизи). В другом хадисе от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

  البسوا من ثيابكم البياض فإنها من خير ثيابكم وكفنوا فيها موتاكم

Смысл: «Одевайте белую одежду поистине, она из лучших одежд ваших и оборачивайте ваши усопших в саван белого цвета» (ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджах).

Аш-Шавкани (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Что касается приятности белой одежды, то это явно (видно), что касается того, что она самая чистая, это потому что малейшая грязь на белом бывает видна, и его сразу моют, если эта нечистота(наджас), и одежда становится чистой, как пришло из хадиса, в котором Пророк (мир ему и благословение) делал дуа:

   اللهُمَّ نَقِّنِي مِنَ الخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ

Смысл: «О Аллах! Очисть меня от моих грехов, как ты очистил белую одежду от грязи» (имам аль-Бухари, Муслим).

Повеление в хадисе  о ношении белого не является обязательным, а как желательное, ибо в преданиях есть, что сподвижники одевали не только белую одежду…»

В другом месте аш-Шавкани сказал: «Умар (да будет доволен им Аллах) посчитал, что белый цвет очень желателен для чтеца Корана».

Красный цвет

Большинство учёных из числа ханафитов, а также шафииты и маликиты считают, что можно носить одежду полностью красного цвета без порицания, с условием, чтобы она не была покрашена в красный цвет шафраном (как раньше делали арабы), то есть красный цвет, полученный именно шафраном является порицаемым. Это значит, что современные краски, изготовленные не из этого растения, не подходят   под порицание.

Руководством  дозволенности  одежды красного цвета учёные считают то, что сообщили аль-Барра ибн Азиб, Хиляль ибн амир и Ибн Аббас (да смилуется над ними Аллаха):

كان رسول الله صلى الله عليه و سلم يلبس يوم العيد بردة حمراء

Смысл: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в праздничные дни надевал верхнюю накидку (плащ) красного цвета» (ат-Табрани, хадис достоверный), то есть красного цвета, полученного не на основе шафрана, как прокомментировали учёные.

Некоторая часть ханафитов и ханбалиты склонились к мнению, что порицаемо для мужчин носить полностью красную одежду из какого бы материала не была изготовлена краска, ссылаясь на то, что сообщил аль-Бара ибн Азиб (да будет доволен им Аллах):

  نهانا رسول الله - صلى الله عليه وسلم - عن المياثر الحمر والقسي

Смысл: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил для нас (мужчин) одежду красного цвета и одежду, содержащую шёлк» (имам аль-Бухари). В другом хадисе сказано:

«Мимо Посланника Аллаха (мир ему и благословение) прошёл человек, на котором было две одежды красного цвета.  Тот поприветствовал Пророка (мир ему и благословение), а Посланник (мир ему и благословение) не ответил ему» (Абу Давуд). Однако шафиитские учёные относят эти хадисы к одежде, окрашенной шафраном.

Что касается красного цвета, смешанного с другими цветами, например, в полоску и т.д., то такую одежду нет порицания носить, потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) носил такую одежду.

Чёрный цвет одежды

Учёные едины в том, что дозволено носить одежду чёрного цвета мужчинам и женщинам, потому как Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

   خرج النبي صلى الله عليه وسلم ذات غداة وعليه مرط مرحل من شعر أسود

Смысл: «Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха» (Имам Муслим). Слово «Миртун»- это плащ, который делают из шерсти, а иногда из хлопка или  шелка.

Также Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

   جعلت للنبي صلى الله عليه وسلم بردة سوداء فلبسها

Смысл: «Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел» (Имам Ахмад, АбуДавуд, Ибн Хаббан).

Что касается женщин, то также дозволено, однако не является сунной, а доводом является то, что рассказала Умму Халид (да будет доволен ею Аллах):

  أتي رسول الله {صلى الله عليه وسلم} بثيابٍ فيها خميصة سوداء

«Пророку (мир ему и благословение) принесли чёрную рубаху, и он спросил:

    من ترون نكسو هذه الخميصة

«Как вы думаете, на кого мы оденем рубаху эту?» Народ замолчал, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ائتوني بأم خالد فأتيه

«Приведите ко Мне Умму Халид!» Меня привели к Пророку (мир ему и благословение) и он своими руками одел на меня рубаху»» (Имам аль-Бухари). Этот хадис указывает на дозволенность ношения, но не сунну (желательность), потому как жены и сподвижницы одевались в разные цвета – в белый, оранжевый, красный и т.д.

Жёлтый цвет

Едины учёные в мнении, что в одежде жёлтый цвет дозволен без порицания, с условием, чтобы не был получен жёлтый цвет с помощью шафрана или желтяницы, иначе такую одежду носить нежелательно.

Что же касается хадиса, который рассказал Абдуллах ибн Джафар (да будет доволен им Аллах), в котором говорится:

رأيت على رسول الله صلى الله عليه و سلم ثوبين أصفرين

Смысл: «Я видел на Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) два желтых одеяния» (ат-Табарания), то в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение) надел жёлтую одежду, которая не была крашена шафраном, как прокомментировали учёные, соответственно, такую одежду нет порицания носить.

Зелёный цвет

Учёные склонились к тому, что этот цвет носить сунна, потому что это одеяние обитателей Рая. Аллах в Коране сказал:

وَيَلْبَسُونَ ثِيَابًا خُضْرًا مّن سُنْدُسٍ وَإِسْتَبْرَقٍ

Смысл: «И носят они (обитатели Рая) зелёные одеяния из атласа и парчи» (сура аль-Кахф, 31 аят). Абу Рамсат (да будет доволен им Аллах) рассказал:

  رَأَيْتُ رَسُولَ اللّهِ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يَخْطُبُ وَعَلَيْهِ بُرْدَانِ أَخْضَرَان

Смысл: «Я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение) проповедующим в двух зелёных плащах» (Имам Ахмад, ат-Тирмизи). Хадисов, указывающих на достоинство зелёного цвета очень много.

В этой статье мы затронули основные цвета, которые часто можно видеть на мусульманах в любых местах проживания, и соответственно, привели мнение ислама о том или ином цвете.

Крайне порицаемо чересчур выделяться одеждой среди людей, в плане цвета или дизайна одежды, потому как это не приветствовал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Если общепризнанная норма одежды данной местности укрывает срамные места и соответствует Исламу, то желательно одеваться как все люди, какой бы цвет не являлся привычным в данной местности.

Да поможет нам Аллах совершать благие деяния только ради Него.

Мужская и женская мусульманская одежда в ассортименте

Материалы по теме