
Знай, подобно тому как у намаза бывает определенная внешняя форма и определенная истина, которая является духом формы, точно так же бывает и у закята. Когда кто-то не ведает о таинстве и истине закята, тогда он бывает формальным, без духа. Его таинство трояко.
Таинство первое состоит в том, что людям заповедано испытывать привязанность и любить Всевышнего. Нет верующего (му'мин), который не притязал бы на это, но им заповедано не любить ничто иное более, чем Всевышнего, как Он велит в Славном Коране (смысл): «Скажи: Если ваши отцы, и ваши сыновья...» (Коран, 9: 24). Нет верующего, который не притязал бы на то, что больше всего остального он любит Всевышнего, и не полагал бы, что так оно и есть. Стало быть, появляется нужда в определенных признаках и доказательствах, чтобы никто не возгордился тщетными притязаниями.
Итак, имущество есть одно из возлюбленных, которым тебя испытали, сказав: «Если ты правдив (садик,) в любви, то пожертвуй этим своим возлюбленным, дабы познать свою степень в любви ко Всевышнему». Отсюда познавшие данную тайну разделились на три категории.
Категория первая– правдивейшие (сиддикун,), которые пожертвовали всё, что имели, сказав при этом: «Отдавать с двухсот дирхамов пять дирхамов – дело скряг. Для нас в любви ко Всевышнему обязательно отдать всё». И некоторые из них отдавали почти половину имущества, а другие – всё имущество подобно тому, как Абу Бакр Сиддик, да будет доволен им Аллах, принес всё имущество, а Посланник, мир да пребудет над ним, спросил:
– Что ты оставил своей семье? Тот ответил:
– Господа и Его Посланника.
'Умар, да будет доволен им Аллах, принес половину имущества. спросил:
– Что ты оставил своей семье? Тот ответил:
– Я оставил столько же, сколько принес.
На что Посланник, мир да пребудет над ним, сказал:
– Разница между двумя вашими подаяниями (садака) такая же, как разница между двумя вашими фразами.
он сказал: «Различие ваших степеней соответствует различию ваших изречений».
Категория вторая – добропорядочные мужи (никмар-дан,), которые не потратили за один раз имущество и не имели пустые закрома, но, приберегая его, находились в ожидании нужды неимущих. распоряжаясь им как благотворители (хаййир). Они держали себя с неимущими на равных, не ограничиваясь мерой закята, но приходивших к ним нуждающихся они держали как за членов своих семей.
Категория третья – чистые мужи (сарамардан), которые не были в состоянии отдавать с двухсот дирхамов более пяти дирхамов, ограничиваясь обязательным предписанием (фариза), исполняя повеления с радостью и поспешностью и никак не напоминая дарвишам о благодеянии в виде выдачи закята. Это – самая низкая степень, поскольку у всякого, кому Всевышний дал двести дирхамов, но чье сердце не вдохновляется тем, чтобы по Его велению отдать пять дирхамов в виде закята, не бывает и толики любви . А когда он не может дать больше того, его любовь чрезвычайно слаба, и сам он принадлежит к числу приятелей скряг (бахил),
Таинство второе – очищение сердца от грязи скупости, которая пребывает в сердце подобно некой скверне являющейся причиной недостойности приближения его к присутствию Всевышнего точно так же, как внешняя скверна является причиной недостойности его оболочки для намаза. Сердце не очистится от грязи скупости иначе, как через расходование имущества. Именно поэтому закят устраняет грязь скупости сродни той воде, которой смывается скверна. И именно поэтому закят и садаку запрещено Посланнику, мир да пребудет над ним, и членам его семьи, ибо надо защитить их положение от загрязнений податями людей.
Таинство третье – благодарность за благоденствие, являющееся для верующего (му'мин) основанием спокойствия в дольнем мире и в мире загробном. Стало быть, подобно тому как намаз, хаджж и пост суть благодарность за благоденствие тела, закят – благодарность за имущество: чтобы, считая себя обеспеченным этим имуществом и видя другого мусульманина словно самого себя бедствующим и нуждающимся в нем, он сказал себе: «Он – такой же раб Всевышнего, как и я. В благодарность за то, что Он сделал меня не нуждающимся в нем, а его – нуждающимся во мне, я должен оказать ему покровительство. Не дай Бог, это является неким испытанием: если я проявлю небрежность, то меня сделают таким как он, а его – таким как я».
Итак, каждый должен знать таинства закята, дабы его поклонение ('ибадат) в закяте не было формальным и бессодержательным
По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси
«Эликсир счастья»