В каких случаях разрешается упоминать недостатки людей?

30 декабря 2021, 14:46

Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния». Хула (гиба) – это упоминание кого-либо словом, которое ему не нравится. Человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним, и Бог ﷻ примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах ﷻ его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы. Помимо того, что данное деяние является грехом, оно ещё является и нечистью в смысловом её значении, при наличии которой невозможно духовно приблизиться к Всевышнему, и Господь ﷻ не принимает того, кто совершает хулу.

Однако есть ситуации, в которых разрешается упоминать недостатки людей и это не будет считаться хулой, и в этом не будет ничего греховного. Это относится к тем случаям, когда добиться того, что признаётся шариатом правильным, можно только с помощью упоминания о недостатках другого человека.

Хула

1. Подача жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком. При этом притесняемый может сказать: «Такой-то обидел меня в том-то». Сообщается, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «...поистине, имеющему право (на что-либо) следует предоставлять слово». Пророк ﷺ также сказал: «Затягивание богатым выплаты долга есть проявление несправедливости» (Абу Хурайра).

2. Просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путь истины. В этом случае человек может говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого: «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», - и тому подобное в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда ему это запретно.

3. Обращение с просьбой о вынесении решения, по какому-либо религиозно-правовому вопросу. Тогда человек может сказать муфтию: «Меня обидел в том-то мой отец (брат, супруг и т.д.), но имеет ли он на это право?» Это разрешается в силу необходимости, однако надежнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке (муже), который поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем, разрешается и назвать обидчика, о чем свидетельствует следующий рассказ, переданный от ‘Аиши (да будет Господь доволен ею). Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала Пророку ﷺ: «Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру у него без его ведома». На это Пророк ﷺ сказал: «Бери достаточно для себя и для твоего ребёнка согласно обычаю» (имамы аль-Бухари и Муслим). Таким образом, она упомянула о том, что её муж проявляет скупость и несправедливость по отношению к ней и к её детям, Пророк ﷺ же не стал удерживать Хинд от этого, поскольку она хотела получить своё.

Сплетни

4. Предостережение мусульман от зла и желание дать им добрый совет, что допускается в целом ряде случаев:

- когда нужно дать отвод передатчикам (хадисов) и свидетелям, в словах которых есть основание сомневаться, что, по единодушному мнению всех мусульман, является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости;

- когда необходимо спросить совета относительно того, стоит ли вступать с кем-либо в родственные отношения (заключить брак), или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение или жить с ним по соседству. Тот,  к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать, но, напротив, он должен упомянуть обо всех его недостатках, желая дать добрый совет;

Сплетни

- если кто-нибудь увидит, что изучающий религиозные знания посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это тому повредит. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив его положение и при условии, что он действительно стремится дать ему добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку. Ибо возможно, что говорящего об этом  побуждает зависть  или обманывает шайтан, внушающий ему, что это – добрый совет.

5. Когда кто-либо открыто предаётся пороку или придерживается нововведений. Например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, присвоения чужого имущества.

Сплетни

В таких случаях разрешается открыто говорить о том, что совершается, но запрещается упоминать о прочих его недостатках, если только это не является недозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.

6. В том случае, когда человек известен под каким-нибудь прозвищем, например «Хромой» или «Слепой», произносить такие слова можно в силу необходимости, чтобы как-то отличать его от других, а также, чтобы это не было неприятно ему самому, если это уже вошло в привычку. Вместе с тем, если есть такая возможность, называть его иначе было бы лучше.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com,

Материалы по теме