Пользуйся, но не люби

В хадисе, переданном Табарани, сообщается:

«Два свирепых голодных волка, зашедших в загон со стадом овец, не нанесут большего вреда человеку, чем вред, наносимый религии верующего человека от любви к деньгам и почёту» («Муджамуль Авсат ли Табарани», № 772).

ففي الحديث الذي أخرجه الإمام الطبراني وأبو يعلى بسند جيد  ما ذئبان ضاريان جائعان باتا في زريبة غنم أغفلها أهلها يفترسان ويأكلان بأسرع فيها فسادًا من حب المال والشرف في دين المرء المسلم» 

Смысл хадиса в том, что так же, как в загоне стада овец, на которое напали два свирепых голодных волка, останется лишь малое количество овец, так же и тот, в ком будет любовь к мирскому и тяга к почёту, не сохранит в своём сердце религии, кроме как малую её часть.

Т. е. человек не должен полностью отворачиваться от этого мира и, взяв в руки чётки, пребывать в земном поклоне.

Нет, человек должен просвещаться и работать. Шариат призывает человека зарабатывать для себя и для содержания своей семьи. Здесь главное не иметь стремления и любви к материальному, использовать заработанное в благом направлении.

Именно это имел в виду шейх Мухаммад-афанди из Батлуха, когда сказал: «Пусть этим миром будут заняты твои руки, а не сердце».

Деньги – мирское, инструмент в руках человека. И человек направляет его либо в хорошее, либо в плохое русло. Мирское можно сравнить с молотком: им можно построить нечто прекрасное, но и можно отбить себе палец или что-либо разгромить. Поэтому важно отношение самого человека к нему.

Для лучшего понимания этого вопроса приведу случай, произошедший с Пророком Ибрахимом (мир ему).

Однажды, когда он был в степи с отарой овец в пять тысяч голов и с овчарками с золотыми цепями на шеях, перед ним появился человек (это был ангел в человеческом облике), который произнёс славословие Аллаху (тасбих):

 سبوح قدوس رب الملائكة والروح

Услышав славословие ангела, Пророк (мир ему) возлюбил его. Желая услышать славословие ещё раз, Ибрахим (мир ему) попросил повторить его, пообещав отдать за это половину отары. Ангел вновь произнёс его. И снова Ибрахим (мир ему) сказал: «Повтори тасбих, и вся отара будет твоей». Тогда ангелы, которые следили за ними с небес, очень удивились и сказали Ибрахиму (мир ему): «Оказывается, ты действительно достоин, чтобы Всевышний Аллах сделал тебя халилом (то есть другом)».

قال تعالى: (واتخذ الله إبراهيم خليلا) النساء، 125، قيل سماه بذلك لافتقاره إليه سبحانه في كل حال. (المفردات في غريب القرآن)

(См. «Побуждение внять призыву Корана» / Саид-афанди аль-чиркави).

Необходимо держать мирское перед собой и не впускать в своё сердце, остерегаться любить и превозносить его, так как мирское подобно солёной воде – чем больше ты её пьёшь, тем больше жажда.

Всевышний Аллах в священном Коране сказал (смысл):

«И не сотворил я людей и джинов, кроме как для поклонения мне» (сура «аз-Зария»т, аят 56).

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

Что значит поклонение? Поклонение Всевышнему подразумевает не только становление человека на намаз! Человек может каждую свою секунду жизни провести в поклонении Всевышнему Аллаху, и для этого не обязательно всегда стоять на молитвенном коврике или находиться в мечети.

Если человек, занимаясь своей профессией, будет иметь правильное намерение и в сердце – чувство убудията (убудият – «постоянное чувство того, что ты являешься рабом Всевышнего Аллаха, в котором нуждаешься всегда и везде»), то каждый прожитый им миг будет считаться поклонением Всевышнему Аллаху.

Материалы по теме

Яндекс поиск