
Знай, что ложь является запретной, ибо она наносит вред и тем, кому лгут, и другим людям. Однако иногда ложь приносит пользу, и тогда она становится дозволенной, а в некоторых случаях даже обязательной. Так, например, если правдивые слова приведут к тому, что прольётся кровь человека, который скрывается от притеснителя, ложь является обязательной, а если добиться желаемой цели на войне, или примирить враждующих, или склонить сердце притесняемого к примирению, или наладить отношения между супругами можно только с помощью лжи, ложь является дозволенной при том условии, что прибегать к ней будут только по мере необходимости. Об этом говорится во многих хадисах. В одном из них сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не является отъявленным лжецом тот, кто старается примирить людей друг с другом и умножает благо» (имам аль-Бухари, Муслим).
Абу Кахль рассказывает: «Однажды два сподвижника поссорились друг с другом до такой степени, что они уже не разговаривали между собой. Встретив одного из них, я сказал: «Что случилось между тобой и твоим другом? Я слышал, как он восхвалял тебя». Потом, когда встретил второго, ему я сказал то же самое, и они оба помирились». Тогда я сказал про себя: «Погубив себя, я помирил двоих». Я рассказал об этом случае Пророку (мир ему и благословение) и он сказал: «О Абу Кахль, ты примиряй людей», – т. е., даже посредством лжи.
Разъяснение того, что отговорки позволяют избежать прямой лжи
Передают, что кто-то из наших предшественников сказал: «Поистине, отговорки позволяют избежать лжи». Здесь имеются в виду такие случаи, когда человек вынужден прибегать ко лжи. Примером намёка может служить тот случай, когда Мутарриф, пришедший к Зийаду, который с нетерпением ждал его, отговорился тем, что он болел, сказав: «Не поднимался я с постели с тех пор, как остался с повелителем, если не поднимал меня Аллах».
Сообщается, что, когда находившегося у себя дома ан-Наха'и звал кто-нибудь из тех, к кому он выходить не хотел, он говорил своей рабыне: «Скажи ему: "Поищи его в мечети", но не говори: "Его здесь нет", чтобы это не было ложью». Прибегать к отговоркам разрешается также, если цель состоит в том, чтобы с помощью шутки сделать приятное сердцу другого человека.
Допускаются также и преувеличения, к которым часто прибегают люди, например, когда кто-нибудь говорит: «Я говорил тебе это сто раз!» - желая не указывать на то, сколько именно раз он говорил это, а особо подчеркнуть что-либо для преувеличения. Если же подойти к этому по-другому, то с учетом того, что раньше человек мог сказать это только один раз, получится, что он солгал.
Если же такой необходимости нет, то не разрешается прибегать ни к намёкам, ни к откровенной лжи, но намёк является менее тяжким проступком. Например, Абдуллах бин Утбат рассказывает: «Когда я вместе с моим отцом был в гостях у Умара бин Абдулазиза, перед тем как я вышел, отец надел на меня костюм. Увидев на мне костюм, сподвижники спросили: «Умар бин Абдулазиз надел на тебя костюм?» «Да возвеличит его Аллах!», - сказал я. И тогда отец сказал мне: «О, мой сын, ты остерегайся лжи и того, что намекает на неё». Отец Абдуллаха запретил ему так говорить, потому что в его словах было подтверждение слов сподвижников, чтобы похвастаться перед ними.
Что же касается такой лжи, по отношению к которой обычно проявляется снисходительность, например, когда один человек говорит: «Поешь это», а другой отвечает: «Я не хочу», то поступать так нежелательно, а если при этом преследуется какая-либо неправильная цель, то и запретно.
Асма бинт Умейс (да будет доволен ею Аллах!) рассказывает: «Когда мы сидели у ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах!), Пророк (мир ему и благословение) поставил перед нами еду и предложил поесть. Мы ответили, что не хотим есть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы не совмещайте голод и ложь».
И, наконец, велик грех того, кто лжёт, рассказывая о том, что он видел во сне, ибо в одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, к числу величайших видов лжи относится объявление человеком себя сыном не своего отца, или заявление о том, что он видел во сне то, чего (на самом деле) он не видел, или приписывание Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) того, чего он не говорил» (имам аль-Бухари).
Передают со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В мире ином на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет, в День воскресения ухо подслушивавшего разговоры людей, не желавших этого, зальют расплавленным свинцом…» (имам аль-Бухари).
Алигаджи Аликадиев