Можно ли забирать продукты питания с работы?

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама (запретного), достойна лишь огня ада» («Джамиуль-ахадис», № 9976).

أيما لحم نبت من حرام فالنار أولى به

Поэтому и тому, чем мы питаемся необходимо уделять первостепенное значение. Однако в жизни немногие мусульмане уделяют этому должное значение. В этой статье хотелось бы затронуть не в целом тему об употреблении запретного, а конкретно, об употреблении чужого, выделенного государством или частным лицом определённым категориям людей.

Частное учреждение

Если речь идёт о частном учреждении (ресторан, кафе, бистро ...) и повар или любой другой работник забирает "лишние" продукты и это делается с разрешения хозяина- ничего запретного в этом нет. Совсем другое дело, когда работник забирает продукты или готовую еду, сэкономив, к примеру, вместо 10 кг мяса использовал всего 8, а два килограмма решил унести домой, либо просто, как говорится, "стырил" без ведома хозяина и тем более, без его разрешения – естественно, это запретно, и за это придется отвечать в Судный день. Ведь Аллах в Коране сказал (смысл): «Не захватывайте чужого имущества путём подкупа и взяток. Вам не разрешено брать часть достояния других людей преступным путём, если вы не имеете права, определённого Аллахом (право на наследство, в качестве дара или справедливого соглашения)…»  (аль-Бакара, аят 188)

 وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ

В иной раз происходит и такое, что снабженец вместо хороших, свежих продуктов покупает некачественные, бракованные, а разницу в цене кладёт в карман, что тоже запрещено в Исламе. Такой человек получит два  наказание уже   за два греха: первое- за обман, а второе- за присвоение чужого имущества.

Государственное учреждение

Под государственными учреждениями имеются  в виду такие заведения как  дошкольные и школьные столовые, больницы и военные части, поскольку именно в них больше всего имеет место хищение продуктов, экономия на "чужих" детях, больных и защитниках Отечества! Не раз приходилось слышать по новостям, от друзей и знакомых, впрочем, это и так всем известно, что в садиках, школах, больницах и частях вооруженных сил  то кормят, чем попало, то мясо в тарелках они видят очень редко. 

К примеру, если говорить конкретно о дошкольных и школьных столовых, то в них, как правило, не соблюдаются нормы рационов тех или иных блюд, добавляют меньше положенных по рецепту ингредиентов, единственное, что в них бывает сполна - это вода! К примеру, знаю одного человека - снабженца всех садиков школ одного города, который вместо хорошего, качественного сливочного масла покупает самое дешевое, привезённое третьими лицами в багажных отделениях автобуса, без соблюдения каких-либо санитарных норм. А ведь государство выделяет немалые средства для взращивания полноценного, здорового умственно и физически нового поколения - будущего нашей страны! Но люди, не имеющие ни совести, ни морали, без  всяких угрызений совести  обкрадывают наших детишек.

В военных частях, в которых служат и наши братья, тоже наживаются за счет  экономии и подмены хороших на низкого качества продуктов. Не так давно мой друг сам был очевидцем, как на городской рынок привезли мясо из военной части, причем мясо было - высший сорт, сплошная мякоть, без единой кости, следовательно, солдатам срочной службы достались только вычищенные от мяса кости.

Хочется обратиться к людям, имеющим хоть какое-либо отношение к обеспечению  питания военнослужащих-срочников, словами Всевышнего Аллаха (смысл): "И не ешьте чужое имущество без права " (аль-Бакара, аят 188)

وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ

В отличие от частных учреждений, в которых можно забирать продукты или еду с разрешения их хозяев, в государственных этого делать нельзя, даже, если директор (или главврач, командир)  разрешает. Ибо человеку дозволено распоряжаться только своим имуществом, а это не является имуществом директора. Если директору и выделяются средства сверх необходимого, он обязан доложить своему руководству (Минобразования, Минздрав или Минобороны), что их учреждению необходимо гораздо меньше выделяемых средств или хотя бы расходовать излишки во благо тех, для кого они и выделены, например, можно купить фрукты, сладости и т.п.

Здесь мною было упомянуто всего несколько заведений, поскольку в них хищение продуктов и еды происходит в огромных количествах, а не потому, что нормы Шариата распространяются только на них. Такое же решение в Исламе и в отношении остальных государственных учреждений, таких как детские дома, дома для престарелых и инвалидов, санатории, столовые заводов, приюты для бездомных или для матерей- одиночек при центрах помощи семье и детям и т.д.

Детские дома

Детские дома заслуживают отдельного рассмотрения, поскольку они кардинально отличаются от иных государственных заведений, ибо в Шариате в отношении сирот есть особые нормы. Поскольку в Коране неоднократно говорится о запрете присвоения имущества детей-сирот и  об угрозе  тяжкой кары тем, кто отважится преступить сей запрет.

(смысл): "Воистину те, кто поедает имущество сирот без права, заполняют свои утробы адским пламенем, поскольку в наказание за это они будут гореть в огне ада" (сура "Ан-Ниса", аят 10)

 إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

 В ещё одном аяте говорится: "И возвращайте сиротам их имущество, когда те достигнут половой зрелости и не возвращайте им плохое за взятое хорошее из их имущества. Не ешьте имущество сирот вместе со своим, ибо это тяжкий грех!" (сура "Ан-Ниса", аят 2)

وَآتُوا الْيَتَامَى أَمْوَالَهُمْ وَلَا تَتَبَدَّلُوا الْخَبِيثَ بِالطَّيِّبِ وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَهُمْ إِلَى أَمْوَالِكُمْ إِنَّهُ كَانَ حُوبًا كَبِيرًا

Думаю, после аятов со столь чётким, недвусмысленным значением относительно поедания имущества сирот комментарии и дополнения излишни.

Материалы по теме

Яндекс поиск