Чревоугодие как одно из препятствий на пути достижения довольства Аллаха

Необходимо усердствовать в сохранении живота от всего сомнительного и запретного. Поистине, для поклоняющегося это имеет огромное значение, ибо этот орган является источником всяких бед и грехов. Он является основой, от которой зависят деяния остальных органов, зависит то, будет нафс сильным или слабым, будет он сохранён от грехов или последует за страстями. Посему тебе следует сохранять его в первую очередь от сомнительного и запретного, а затем и от излишнего, если даже это излишнее заработано разрешённым путём. Поступай так, если ты беспокоишься за своё поклонение!

Тебе следует остерегаться сомнительного и запретного по трём причинам:

1. Чтобы сохраниться от адского огня. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْماً إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَاراً وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيراً

Смысл: «Те, которые по несправедливости поедают имущество сирот, воистину заполняют своё чрево огнём, и они будут брошены в Ад, где будут гореть в его пламени». (Коран, 4:10)

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждое мясо, выросшее на запретном, достойно адского огня».

2. Всевышний Аллах прогоняет от Своей Милости и не оказывает помощь тому, кто поедает сомнительное и запретное, ибо осквернивший себя, грязный человек не достоин служения Аллаху.

Всевышний Аллах запретил осквернённому заходить в Его дома – мечети, а также прикасаться к Его Речи – Корану тому, кто не имеет ритуальной чистоты, т. е. малого омовения.

А каково же будет состояние человека, который совершает запретные деяния и употребляет еду, заработанную запретным или сомнительным путём?! Как такого человека позовут для почётного служения Всевышнему Аллаху, как он получит помощь для поминания и восхваления Аллаха?! Конечно, нет, такого не бывает!

Яхья бин Маа’з ар-Рази (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поклонение – это сокровище из сокровищниц Всевышнего Аллаха. Ключом к этой сокровищнице является дуа, а зубцами этого ключа является использование дозволенного имущества. Если у ключа не будет зубцов – он не откроет дверь сокровищницы, а не открыв дверь, как дойти до поклонения, хранящегося в ней?»

3. Поистине, употребляющий сомнительное и запретное лишён помощи Аллаха для совершения благих деяний, и если даже он и совершит какое-либо деяние – оно будет отвергнуто, Всевышний не примет это у него. Поэтому он не получит от этих деяний никакой пользы, кроме утомления и потери времени.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сколько есть совершающих ночное поклонение, но их доля от этого – только лишение сна, и сколько постящихся, которым нет ничего от их поста, кроме голода и жажды!»

От ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передали: «Всевышний Аллах не принимает намаз у того, в животе которого есть запретное».

Что касается употребления больше того, в чём есть нужда, – то это беда для поклоняющихся и горе для тех, кто желает усердствовать в строгом следовании нормам религии.

Я размышлял об этом и обнаружил десять бед, которые являются следствием неумеренности в еде:

1. От переедания сердце черствеет, и его покидает свет познания Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не убивайте свои сердца чрезмерной едой и питьём, поистине сердце погибает, подобно тому, как погибают посевы от изобилия воды».

Один из праведных сказал, что желудок – это нечто наподобие кастрюли, кипящей под сердцем. Копоть и пар, поднимающиеся от неё, затуманивают и очерняют сердце».

2. Переедание является бедой для всех органов, ибо это призывает их к занятию лишним, тем, в чём нет необходимости, и к совершению грехов. Когда человек заполняет свой живот – его глазам хочется глядеть на запретное или лишнее, его ушам хочется слушать подобное, его языку хочется говорить подобное, а шахват  тянет на исполнение своей нужды. И он, не удержавшись, попадает в запретное.

Но когда человек заставляет свой живот голодать – все остальные органы пребывают в спокойствии, они не тянутся к совершению того, что мы упомянули, и не желают этого.

Шейх Абу Джа’фар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Поистине, живот – такой орган: когда он голоден – остальные органы сыты (т. е. они успокаиваются и не тянут тебя никуда), а когда он сыт – остальные органы чувствуют голод (т. е. они тянут тебя к совершению чего-либо лишнего или запретного)».

Вкратце говоря, деяния человека зависят от еды: если человек поест запретное – от него исходят запретные деяния, если поест излишнее – от него исходят поступки, в которых нет никакой нужды и пользы. Еда подобна семенам деяний: каковы семена – таковы и деяния, произрастающие от них.

3. От переедания ухудшается память и уменьшаются знания, ибо чревоугодие отдаляет проницательность. Поистине, правду сказал ад-Даранию (да будет доволен им Аллах): «Когда желаешь чего-то добиться из нужд этого или того миров – не ешь, пока это не исполнится, поистине еда уменьшает разум человека». Упомянутое является явным для тех, кто испытал это.

4. Неумеренность в еде уменьшает поклонение. От переедания человек пьёт много воды, появляется тяжесть в теле, его тянет ко сну и он не может совершать поклонение. Как бы он ни старался, от него не исходит ничего благого, кроме того, что будет лежать подобно мертвецу.

Передают, что однажды сатана, неся с собой разные яства, явился Пророку Яхъе (мир ему). «Что это ты несёшь?» – спросил его Пророк Яхъя (мир ему). «Это – страсти людей. Посредством этих страстей я охочусь на них», – ответил сатана. Пророк Яхъя (мир ему) спросил его: «Есть ли среди этих страстей моя доля?» «Нет, но всё-таки однажды ты поужинал досыта, и этим я добился, чтобы ты почувствовал тяжесть в своём теле при совершении намаза». Тогда Пророк Яхъя (мир ему) сказал: «Я клянусь, что больше никогда не поем досыта», на что сатана сказал: «А я больше никому про это не расскажу».

Это рассказ о человеке, который получил вред от того, что поел досыта за всю жизнь только однажды. А каково будет состояние того, кто ни разу за всю жизнь не голодал и вместе с этим надеется, что сможет совершать поклонение?!

Суфяну Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Совершение поклонения – это ремесло. Место, где занимаются этим ремеслом, – это халват, а его орудие – голод».

5. Сытость отдаляет сладость поклонения. Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не поел досыта со дня принятия Ислама из-за сладости поклонения Аллаху и не пил воду до утоления жажды со дня принятия Ислама из-за жажды встречи с Аллахом».

Ад-Дарани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Больше всего я чувствую сладость поклонения, когда живот мой прилипает к спине».

6. Есть опасность попасть в сомнительное и запретное, ибо зарабатывать дозволенное имущество тяжело. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, дозволенное не приходит к тебе кроме как в количестве, достаточном только для пропитания, а запретное приходит к тебе в большом количестве».

7. Это отвлекает сердце и тело: во-первых – зарабатывая, во-вторых – готовя еду, в-третьих – поедая её, в-четвёртых – умываясь и наводя чистоту на столе, в-пятых – очищая живот от остатков еды и совершая ритуальное омовение, в-шестых – очищаясь от болезней тела и души, которые выявились в результате переедания.

8. Беды, с которыми человек встречается на том свете, и тяжесть предсмертной агонии. В хадисах передано, что тяжесть смерти зависит от того, насколько человек наслаждался благами этого мира: чем больше человек наслаждался – тем тяжелее его состояние при смерти.

9. В этом есть уменьшение награды на том свете. Поистине, насколько ты наслаждался благами этого мира – настолько уменьшатся для тебя блага того света. Всевышний Аллах показал Пророку (мир ему и благословение) блага этого мира и сказал (смысл): «Я не уменьшу тебе блага того света». Это – особенность, которой Аллах одарил Пророка (мир ему и благословение), а остальным на том свете блага будут уменьшены по мере того, какими благами они наслаждались на этом свете, если только Всевышний Аллах не покроет их Своей особой милостью.

Передали, что Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) пригласил к себе в гости халифа Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Когда Халид (да будет доволен им Аллах) приготовил еду для угощения, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это – наша еда, а что же получили мухаджиры, которые умерли, не наевшись досыта даже овсяным хлебом?» Халид (да будет доволен им Аллах) сказал: «Им будет Рай, о предводитель правоверных». «Если они обрели Рай, а нашей долей является эта мирская трапеза, – они очень сильно опередили нас», – сказал Умар (да будет доволен им Аллах).

10. Строгий отчёт на том свете и лишение благ Рая, упрёк со стороны Всевышнего Аллаха и позор перед людьми. Всё это – из-за стремления завладеть излишними благами и следования страстям нафса. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, дозволенное из этого мира – для отчёта на том свете, а запретное – для наказания, и его прелести являются преходящими».

Мы рассказали о десяти бедах, которые постигают человека из-за чревоугодничества, и в этом есть достаточное назидание для разумного человека. Поэтому ты прояви большую предосторожность в деле пропитания, дабы не попасть в запретное или сомнительное, ибо это навлечёт на тебя суровое наказание Всевышнего Аллаха. А из разрешённого тебе следует ограничиться самым необходимым, чтобы ты мог совершать поклонение Аллаху. Если ты сможешь удержать свой нафс таким образом – сохранишься от всего плохого, отчёт Судного дня тебе будет лёгким, и ты не будешь лишён райских благ.

Если кто-то спросит: «Что касается запретного и сомнительного, тут всё понятно – от этого следует отдаляться; а теперь разъясните нам, в какой мере следует отказываться от дозволенных благ этого мира, чтобы отчёт за них в День Суда не был долгим и строгим и чтобы не лишиться Райских благ», – то мы скажем ему: знай, что дозволенное имущество в общем делится на три вида. Перечислим их

Первый: когда раб Творца зарабатывает имущество для того, чтобы возгордиться над бедняками, ради преумножения его, чтобы показывать своё состояние и гордиться перед людьми. Зарабатывать и использовать имущество с таким намерением согласно Шариату является порицательным деянием. Тот, кто поступает таким образом, удостоится в Судный день строгого отчёта, позора и лишения райских благ. Это является грехом, который приведёт человека к адскому наказанию, как об этом сказал Всевышний Аллах:

 اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الْأَمْوَالِ وَالْأَوْلَادِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرّاً ثُمَّ يَكُونُ حُطَاماً وَفِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ

Смысл: «Знайте, что воистину мирская жизнь – это игра и пустая забава, украшение и хвастовство друг перед другом детьми и имуществом. Это подобно обильному дождю, предвещающему хороший урожай и приводящему в восторг земледельцев. Но затем растения увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху, которую уносит ветер. В будущей жизни таких людей ждёт мучительное наказание». (Коран, 57:20)

Пророк (мир ему и благословение) сказал об этом так: «Кто стремится приобрести мирское имущество дозволенным путём, но для того, чтобы гордиться им, для людской похвалы и показухи, чтобы копить его и стать богачом, – тот встретится с Всевышним Аллахом, и Аллах будет гневаться на него». Эта угроза – из-за плохого намерения, которое кроется в его сердце.

Второй: стремление раба к приобретению мирских благ для использования их в потакании своим страстям. Это также является порицательным деянием, из-за чего в Судный день человеку будет строгий отчёт, и его задержат, в то время как остальные опередят его и, зайдя в Рай, будут наслаждаться его благами. Всевышний Аллах сказал об этом:

ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ

Смысл: «Затем, в Судный день вы непременно будете отчитаны за все блага, которые были вам даны в мирской жизни». (Коран, 102:8)

Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Дозволенное из этого мира – для отчёта в Судный день, а запретное – для наказания».

Третий: приобретение имущества лишь в количестве, которого достаточно, чтобы заняться поклонением Всевышнему Аллаху. Это является похвальным качеством раба, за стремление заработать такое имущество ему не будет отчёта и наказания, наоборот, его ждут похвала и награда от Всевышнего Аллаха, ибо в Коране сказано:

أُولَـئِكَ لَهُمْ نَصِيبٌ مِّمَّا كَسَبُواْ

Смысл: «Те, которые совершали благие деяния на этом свете, – им награда за их деяния». (Коран, 2:202)

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто приобретает мирские блага дозволенным путём, чтобы сохранить себя от прошения у людей, помогать соседям и содержать свою семью, – будет воскрешён в Судный день с сияющим красивым лицом, подобным луне в ночь полнолуния».

 Это – за то, что раб имеет благое намерение, т. е. желает довольства Всевышнего Аллаха, когда зарабатывает имущество. Дело обстоит так, знай это!

Ты приложи все усилия, о тот, который вступил на путь Всевышнего Аллаха, для преодоления этой самой большой и трудной преграды. Воистину, эта преграда является самой труднопреодолимой. Для её преодоления необходимо приложить наибольшие усилия, и именно здесь встречаются больше бед и смут. Воистину, все те, которые сбились с пути Аллаха и погибли по этой причине, заблудились именно из-за этих четырёх: мирских благ, людей, нафса и сатаны!

А теперь разъясним самое важное! Знай – поклонение имеет две стороны: первая – это следование повелениям Всевышнего Аллаха, вторая – отдаление от грехов, и это является богобоязненностью. Вторая сторона поклонения, т. е. сохранения себя от совершения грехов, является более ценной, лучшей и полезной для раба, чем первая сторона, т. е. совершение благих деяний. Поэтому те, кто находятся в начале своего пути приближения к Аллаху, уделяют внимание разным видам поклонения: они заняты бодрствованием ночами, совершением дополнительных молитв и соблюдением постов. А те, которые прошли этот путь, занимают высокие степени и имеют истинное понимание религии, заняты второй стороной, т. е. они усердствуют в сохранении сердца от склонения к чему-либо, кроме Всевышнего Аллаха, сохраняют свои глаза, уста, слух и т. д. от всего лишнего и бесполезного.

В этом смысле один из святых праведников обратился к Пророку Юнусу (мир ему): «О Юнус, среди людей есть те, которым Аллах внушил любовь к совершению намазов, что является опорой религии. Из всех видов поклонения они отдали предпочтение этому и со смирением и мольбами усердствуют в совершении намазов, но это не приносит им пользы. Есть другие люди, которым Аллах внушил любовь к соблюдению постов. Они отдали предпочтение этому, но им это не приносит пользы. Есть люди, которым Аллах внушил любовь к выплате милостыни, они занялись этим, но это не приносит им пользы. О Юнус (мир ему), я растолкую тебе суть этих деяний: пусть твоим намазом будет проявление терпения при встрече с трудностями и покорность предопределению Аллаха, пусть постом твоим будет отдаление от совершения всего плохого, а милостыней твоей пусть будет отказ от нанесения вреда другому человеку. Воистину, ты не сможешь отдать лучшей милостыни и соблюдать лучшего поста, чем это».

Если ты сможешь соблюдать обе стороны поклонения, т. е. совершение благих деяний и отдаление от грехов, – ты достигнешь совершенства, будешь спасён, дойдёшь до своей цели и обретёшь великий успех. Но если ты из двух сторон сможешь сохранить только одну – пусть это будет отдаление от грехов. Тогда, если ты и не приобретёшь многого, то хотя бы сохранишь себя от гибели, а иначе ты потеряешь обе стороны. Твоё ночное бдение, посты и трудность, которую ты перенёс при этом, не принесёт тебе никакой пользы, ибо самодовольство или одно плохое слово может превратить в прах всё поклонение.

То, что мы здесь рассказали, подобно тому, что больному человеку, во-первых, следует принимать лекарства, а во-вторых, соблюдать диету. Если больной будет соблюдать эти оба предписания врача – болезнь его покинет и он станет здоровым человеком. Но если он из двух предписаний может выполнить только одно, то ему лучше отдать предпочтение соблюдению диеты, ибо лекарства не приносят пользы без соблюдения диеты, а соблюдая диету можно вылечиться, даже не принимая лекарства.

Из сказанного ты узнал, что богобоязненность, т. е. следование повелениям Аллаха и отдаление от Его запретов, является бесценной жемчужиной религии, её основой и сутью, а её обладатели занимают самую высокую степень среди поклоняющихся. Поэтому следует приложить максимум усилий для того, чтобы подняться на эту высокую ступень богобоязненности, и да поможет Всевышний Аллах! Амин! Нет силы оставить плохое и нет мощи совершить благое, кроме как с помощью Аллаха.

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»




Суфий, большой учёный, умер в 258 г. х.

Здесь – половое влечение.

Уединённое место.

Имеется в виду дополнительные сунна-намазы и посты.

 

Материалы по теме

Яндекс поиск