Этика проявления радости

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах  нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник (мир ему и благословение) является основой радости; самую большую радость в жизни нам приносит Пророк (мир ему и благословение). Наибольшая радость – это встреча с ним в Судный день и утоление жажды из его прекрасного водоёма. Пророк (мир ему и благословение) радовался, и его радость была соответствующей величию Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Скажи: “Это – милость (Коран) и милосердие (Ислам) Аллаха. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают (в мирской жизни)”» (сура «Юнус», аят 58).

Радость Посланника Аллаха (мир ему и благословение) всегда была связана с величием Творца, с осознанием Его величия. Пророк (мир ему и благословение) проявлял радость из-за многих вещей в жизни; например, он обрадовался, когда дети иудеев приняли Ислам, а после умерли, и он заплакал и сказал: «Хвала Аллаху, Который посредством меня спас их от ада». Также он обрадовался, когда сподвижники вернулись из сражения при Хайбаре с победой, дарованной им Всевышним.

Пророк (мир ему и благословение) радовался и тогда, когда встретил Джафара (да будет доволен им Аллах). Когда ему сказали: «Это Джафар идёт», Пророк (мир ему и благословение), не успев полностью одеться (некоторые части его тела были открыты), быстро встал, дабы обнять господина Джафара ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), и сказал: «Я не знаю, чему мне больше радоваться: победе в Хайбаре или приходу Джафара». Приход этого высокочтимого сподвижника он сравнил с полноценной победой, потому что перед Пророком (мир ему и благословение) у него был высокий уровень.

Посланник (мир ему и благословение) радовался тому, чем возвеличил его Аллах при женитьбах, радовался, когда выдавал замуж своих дочерей; он их готовил для создания семьи со смирением и адабом перед Всевышним, сделал им свадьбы, после чего не повёл себя как некоторые люди, которые, когда радуются, забывают все правила и адабы.

Большинство людей при женитьбе сына или выдаче замуж дочери говорят: «Это ночь радости, ночь свадьбы», – и порой перестают совершать намазы и другие обязательные дела, иногда выходят за рамки дозволенного. Пророк (мир ему и благословение) себя так не вёл.

Пророк (мир ему и благословение) в своей жизни показал этику и правила, соблюдаемые при радости, поскольку порой радость без адаба лишает человека хорошего взаимоотношения с Аллахом.

Первый этический момент – это все дела относить к Аллаху. Пророк (мир ему и благословение), когда видел что-то удивительное, говорил:

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي بِنِعْمَتِهِ تَتِمُّ الصَّالِحَات

«Хвала Аллаху, Который по Своей милости завершает благое».

Во время радости по любому поводу он сразу совершал земной поклон похвалы Аллаху. Когда узнал о принятии Ислама племенем, он совершил сужда; когда Аллах отводил беды – также совершал сужда. Поэтому следует относить дела к Всевышнему.

Второй этический момент – это выявление радости. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Объявляйте о никяхе и бейте на свадьбе в бубен». Это потому, что при выявлении своей радости выявляется радость и у других, а это возрождает любовь между людьми.

Когда Пророку (мир ему и благословение) оказывали помощь и когда Аллах выявлял то, что желал, Посланник Аллаха проявлял смирение и покорность. В очень радостный день, когда Аллах даровал взятие Мекки, Пророк (мир ему и благословение) явился смиренным, на нём была изношенная одежда, и он наклонился так, что лицо почти касалось животного, на котором он был. Такова была его смиренность. В час радости он не стал гордиться, считать это своей заслугой, а отнёс все успехи к Аллаху (Свят Он и Велик).

Также этикой радости является отправление вестника о радости. Когда был ниспослан аят о покаянии Кааба ибн Малика и тех, кто были с ним, то Пророк (мир ему и благословение) сразу отправил вестника к Каабу ибн Малику, чтобы обрадовать его. Отправлять письма, сообщения  знакомым при радости является сунной Пророка (мир ему и благословение). Также сунной Пророка (мир ему и благословение) было чтение такбира при виде того, что радует, как он это делал, к примеру, в праздничные дни. Пророк (мир ему и благословение) любил выявлять радость в праздничные дни: даже били в бубен, веселились в мечети Пророка (мир ему и благословение). Однажды наша госпожа Айша (да будет доволен ею Аллах) пожелала посмотреть на это. Пророк (мир ему и благословение) спросил её: «Ты желаешь посмотреть, о Айша?» Он встал у двери, а она – позади него, и смотрела на эфиопов, которые веселились и били в бубен. Пророк (мир ему и благословение) продолжал стоять у двери, спрашивая её: «Достаточно ли тебе?» – до тех пор, пока она не насмотрелась. Пророк (мир ему и благословение) любил выявлять радость.

Самая большая радость была у Пророка (мир ему и благословение) в этой жизни, когда его дочь Фатима (да будет доволен ею Аллах) родила Хасана и Хусейна. Он выявил эту радость: носил их, обнимал и, конечно, воздал хвалу Аллаху, зарезав акику, – эта одна из сунн Посланника (мир ему и благословение).

Мы молим Аллаха об увеличении нашей радости, радости мусульман. Когда Всевышний возвеличивает человека какой-либо причиной радости, то стоит вспоминать свою радость, относящуюся к Посланнику (мир ему и благословение), и что истинная радость – это радость встречи с Аллахом и его Посланником (мир ему и благословение). Радость действительно велика, если она соответствует смыслу слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алу Имран», аят 31).

Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа

Материалы по теме

Яндекс поиск