Благое слово в Исламе

Всевышний создал человека, одарив его красотой речи, способностью изъясняться и выражать свои мысли. Всевышний, разъясняя блага, которыми Он одарил Своё создание, в суре «Ар-Рахман» сказал (смысл): «Милостивый научил Корану, сотворил человека, научил его изъясняться» (сура «Ат-Тур», аяты 1–4).

Так как способность изъясняться является одним из величайших благ, нам необходимо благодарить Всевышнего, эта благодарность заключается в том, чтобы произносить только благое. Всевышний сказал: «Были направлены к благому слову» (сура «Аль-Хадж», аят 24).

Слово в нашей религии имеет огромное значение и в то же время несёт в себе большую опасность. Благодаря словам человек становится мусульманином, прочитав оба свидетельства (шахадата).

Словом начался призыв к истине и свету, снизошедшему с небес. Так, слово «читай» стало ключом к посланничеству и началом расцвета религии.

Словом Единобожия сподвижники и ансары установили исламское государство на земле.

Словами договора были заключены соглашения между государствами. Но из-за вероломных слов были расторгнуты договоры, проливалась людская кровь.

Женитьба, торговля и другие виды взаимоотношений осуществляются с помощью слов. Вышесказанное определяет значимость слов в жизни людей. Как же наша религия заботится об исправлении слова и старается сделать его благим, возвышенным и культурным, так как от слов зависит развитие и культура мусульманского общества в целом?

Всевышний говорит (смысл): «А когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура «Аль-Фуркан», аят 63).

Благое слово – это речь, ведущая к добру

Всевышний упоминает благое слово в другом аяте:

«Если кто-либо жаждет величия, то ведь величие целиком принадлежит Аллаху . К Нему возносится прекрасное слово, а доброе дело возносит его. А тем, которые строят злые козни, уготовано суровое наказание, и козни их тщетны» (сура «Фатыр», аят 10).

Фахру ар-Рази в своих толкованиях пишет, что есть несколько мнений насчёт понятия «благое слово»:

1. Слова «Ля иляха илляллах» – это благое слово.

2. Слова «Субхана Ллахи валь хамду ли Лляхи ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар» – это благое слово.

3. Предыдущие четыре слова и пятое – «табарака Ллах» – являются благим словом.

К благому слову нас призывают Коран и Сунна

Всевышний в Коране говорит: «Говорите людям прекрасное» (сура «Аль-Бакара», аят 83). Ибн Аббас разъясняет, что имеются в виду слова Единобожия и подтверждение того, с чем пришёл Пророк (мир ему и благословение).

Суфьян Ас-Саври говорит, что подразумевается призыв к благому и отказ от порицаемого. В этом аяте присутствует повеление Всевышнего произносить благие слова, поэтому верующему необходимо разговаривать с людьми мягко, с открытым лицом, будь то праведник или грешник. Ведь Всевышний повелел Мусе и Харуну (смысл): «Говорите с ним (Фараоном) мягко» (сура «Та-Ха», аят 44). Мы ведь понимаем, что мы не лучше Мусы и Харуна, а грешник не хуже Фараона, а Всевышний повелел проявлять мягкость даже по отношению к Фараону.

Талхат ибн Умар рассказывает: «Я сказал Итау: “Ты человек, возле которого собираются люди разного характера. Я же человек вспыльчивый, могу кому-то ответить грубо”. Он сказал: “Не поступай так! Ведь Всевышний говорит: «Говорите людям прекрасное», это относится и к христианам, и к иудеям, а как же быть с мусульманами?!”»

В одном из аятов Всевышний говорит (смысл): «Скажи Моим рабам (т. е. верующим), чтобы они разговаривали наилучшим образом» (сура «Аль-Исра», аят 53). Этот аят был ниспослан, когда некто из арабов бранил Умара ибн Аль-Хаттаба , и Всевышний повелел Умару тем самым простить его.

Есть мнение, что аят ниспослан после того, как сподвижники пожаловались Пророку (мир ему и благословение) на то, что многобожники словами и действиями причиняют им вред (из книги «Кашфу ва баян»).

Пророк (мир ему и благословение) побуждал мусульман произносить лишь благое и всячески им содействовал в этом. Он говорил: «Остерегайтесь огня Ада, хотя бы кусочком финика. А тот, кто не находит кусочка финика, то пусть спасается добрым словом» (аль-Бухари, № 1351).

Пророк (мир ему и благословение) сделал благое слово преградой от ада и его пламени. Слово сохраняет от несчастий ада, когда намерение человека искренне и он стремится к довольству Всевышнего.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, раб может произнести слово, угодное Аллаху, не придав ему никакого значения, а оно возвысит его на степени…» (аль-Бухари, № 6113). Слово становится гарантом того, что Всевышний возводит говорящего в высокие степени, о которых не знает никто, кроме Него.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто уверовал в Аллаха и Судный день, пусть говорит благое либо молчит. Ибо молчание, когда нет слов благих, – лучшее средство для спасения». Человек сквернословит, что крайне неприятно для слуха, когда сатана имеет власть над ним. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) научил нас соответствующей этике – либо благое слово, либо спасительное молчание.

Пророк (мир ему и благословение) научил нас словам, которые чудесным образом взращивают любовь между мусульманами: распространение приветствия (салама), наставление брата и т. д., – чтобы мы стали одной большой семьёй.

Материалы по теме

Яндекс поиск