
Всевышний Аллах наделил пророков совершенными качествами. Тот, у кого отсутствует хотя бы одно из этих качеств, не может быть пророком. Такими признаками пророков являются: правдивость, безгрешность, совершенство ума и доведение до людей всего того, что было велено им Всевышним.
1. Правдивость – اَلصِّدْقُ. Пророки обладали высшей степенью правдивости. Их слова никогда не расходились с делами. Всё, о чём они говорили, сбывалось.
До того, как наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) совершил хиджру (переселение из Мекки в Медину), один из самых лютых врагов Ислама, мекканский язычник Убайю бин Халаф говорил ему: «У меня есть лошадь, которую я кормлю лучшим кормом. Однажды, сев на неё, я убью тебя!» В ответ Посланник Аллаха (мир ему и благословение) возразил: «Иншаалах, это я убью тебя!».
В сражении при Ухуде Убай бин Халаф пустился на поиски Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сподвижники (сахабы) заметили его издалека и хотели убить, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) остановил их: «Не надо, пусть подойдёт поближе». Когда Убай бин Халаф приблизился, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) бросил в него копьё одного из сахабов. Несмотря на то, что копьё лишь оцарапало шею ибн Халафа, тот упал с лошади, несколько раз перекувыркнулся и бросился бежать назад. «Убил! Клянусь, Мухаммад убил меня!..» – вопил он, вытаращив глаза от страха. «Да это же обыкновенная царапина!» – успокаивали обступившие его язычники. Но ибн Халаф не унимался: «Ещё в Мекке Мухаммад сказал, что убьёт меня! Я умру, даже если он плюнет в меня!..» Его рёв был похож на рёв быка. «Разве можно так кричать из-за какой-то царапины!» – стыдил его Абу Суфьян. «Ты знаешь, кто сделал эту царапину?! Это Мухаммад! Клянусь Латом и Уззой , если разделить боль, которую я испытываю от этой раны, среди всех жителей Хиджаза, то она погубит их! Когда Мухаммад сказал мне: «Я убью тебя!» – я сразу понял, что мне не спастись от него! Я умру, даже если он плюнет в меня!» Убай бин Халаф умер в дороге, возвращаясь в Мекку.
Итак, пророк не может говорить неправду, ибо приходит он со Словом Божьим. Если бы пророк хоть раз сказал неправду, то это означало бы, что таково веление Всевышнего Аллаха, ибо пророки всегда и во всем следуют только Его велениям. Кроме того, у людей возникли бы сомнения, и, когда пророк проповедует Слово Божье, они не смогли бы различить в его словах правду и ложь.
Пророкам доверяли во всем. Они никогда не присваивали того, что давали им на хранение.
Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) безгранично доверяли даже не принявшие его пророчество язычники. Они предпочитали оставлять на хранение своё добро именно ему, а не друг другу. Мухаммад-Амин (верный) – так называли они его. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил переселение из Мекки в Медину, в оставленном им доме находились некоторые вещи язычников, вверенные ему на хранение. Для того чтобы вернуть хозяевам их имущество, несмотря на опасность, которая исходила от язычников, Мухаммад-Амин (мир ему и благословение) оставил в Мекке Али бин Аби Талиба.
2. Безгрешность – اَلْعِصْمَةُ. Пророк не может в своём поведении отклониться от пути, указанного Всевышним, т. е. совершить греховное, ибо поведение пророка является образцом для подражания остальным людям. Если бы пророк совершил хоть один греховный поступок, то это опять означало бы, что таково веление Всевышнего и что такой поступок вправе совершать и другие люди без порицания и наказания.
Пророки никогда не совершали ни явных, ни скрытых грехов, ни больших, ни малых, никогда не были неверующими или язычниками ни до, ни после получения ими пророчества.
Примечание
В Священном Коране, в 51-м аяте суры «Аль-Анбия» сказано: «Аллах оградил Ибрахима (мир ему) от неверия, даровав ему быть всегда на пути Истины».
Пророк Ибрахим (мир ему), как и все остальные пророки и посланники Аллаха, обладал глубокой верой в единого Бога и был ограждён от неверия как до, так и после ниспослания ему пророчества. Он не поклонялся никому другому, кроме Всевышнего Аллаха.
Слова Пророка Ибрахима (мир ему), которые он произнёс, когда увидел звезду (сура «Аль-Анам», аят 76), означают: «Разве это мой Бог?!»
Этими словами Пророк Ибрахим (мир ему) отрицает ложное убеждение, что звезда якобы может быть Богом. Этот аят ни в коем случае не означает, как полагают немусульмане и некоторые заблудшие люди, что Пророк Ибрахим (мир ему), увидев звезду, засомневался, Бог это или нет. Правильное толкование этого аята таково: «Разве это достойно быть моим Богом?!» Это означает, что Пророк Ибрахим (мир ему) прекрасно знал, без всякого сомнения, что божественность присуща только Аллаху. Далее в этом аяте говорится, что когда звезда исчезла из виду, Пророк (мир ему) сказал означающее: «Я не люблю то, что закатывается».
То, что переходит из одного состояния в другое, нуждается в чём-либо, а нужда – это недостаток. Кому присущ недостаток, тот не может быть Богом. Когда люди не поняли его слов, он, увидев луну, повторил то же самое, что говорил про звезду. Его опять не поняли, и он, увидев солнце, сказал то же самое, что говорил про звезду и луну, надеясь, что на этот раз они поймут его. Когда же он не нашёл с их стороны понимания, то объявил о своей непричастности к их ложным убеждениям, к их поклонению созданным.
Всевышний Аллах оградил пророков от больших и малых грехов.
Пророки Аллаха больше всех испытывали беды и трудности и больше всех терпели. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Из тех, кто больше всех испытывал беды, были пророки, затем те, кто следовал за ними и кто брал с них пример».
Однако как бы ни увеличивались трудности и беды, посылаемые пророкам Аллахом, они твёрдо и достойно переносили их. Всевышний даровал испытания пророкам для повышения степени их почётности.
3. Совершенство ума – اَلْفَطَانَةُ. Пророк не может быть человеком с неполноценным умом, ибо то, с чем он пришёл, — это и есть совершенство. Если бы пророк был человеком, не достигшим совершенства, то таковым посчитали бы люди и то, что он проповедует. Кроме того, он не смог бы в дискуссиях отстоять истину, доказать свою правоту людям.
4. Доведение до людей всего того, что было велено им Всевышним – اَلتَّبْلِيغُ. Посланники получают откровение от Аллаха и обязаны передать людям то, что приказано Всевышним, ибо они избраны Им именно для передачи людям истины и Его велений.
Пророки не могут иметь качества, противоположные перечисленным. Это недопустимо для них.
Кроме того, существуют другие допустимые для пророков качества. Это такие качества, которые присущи людям по своей природе, как, например, сон, недомогание, приём пищи, семья, работа, выражение радости и печали, болезнь и т. д. Но такие болезни людей, как, например, эпилепсия, шизофрения и т. д., которые могут подорвать их авторитет, пророкам не присущи.
Помимо вышеперечисленных сыфатов, присущих всем пророкам, есть три сыфата, которые свойственны только Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение):
1. Он Хабибуллах, то есть любимец Аллаха, тот, который имеет самую высокую степень среди всех творений Аллаха.
2. Он послан ко всем людям и джиннам. Законы, принесённые им, действительны до Судного дня. Другие пророки были посланы к отдельным народам, сроки действия их законов были ограничены. Чудеса, которые они делали, были достоянием своего времени. Священный Коран – великое чудо, дарованное Всевышним Мухаммаду (мир ему и благословение), будет иметь силу до Конца Света.
3. Он – Печать пророков, то есть последний пророк. В то же время слова хадиса: «Я был пророком ещё тогда, когда Адам был между землёй и водой», можно трактовать следующим образом: Мухаммад (мир ему и благословение) был сотворён первым, то есть в сокровенном мире создание его пророчества предшествовало Пророку Адаму (мир ему).
Также известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в Судный день будет удостоен Всевышним почётного места – Макам махмуд – и права высшего заступничества за грешников своей уммы, которое будет принято Аллахом.
Канонический отдел сайта www.islam.ru