
Уверовавший в Аллаха должен верить и в существование Его ангелов (ангел по-арабски «малак»; мн. ч. – «малаикат»).
Ангелы – это разумные существа, слуги Аллаха, созданные Им из чистого света (нура). Их нельзя познать с помощью органов чувств. Мы знаем о них из Корана и хадисов. Они не едят, не пьют, к ним неприменимо понятие пола, у них отсутствуют страсти, они не грешат, всё время заняты поклонением Всевышнему Аллаху и ни на миг не отвлекаются от этого служения, строго выполняют повеления Аллаха и не делают ничего другого.
Ангелы смертны и будут воскрешены в Судный день, ими заполнены небеса, и не знает им счёт никто, кроме Всевышнего Аллаха. Они могут принимать различные образы, наделены большими способностями, и каждому из них Аллах определил роль, место и положение.
Наиболее высокое положение занимают четыре ангела: Джабраил – он передавал пророкам ниспослания от Аллаха; Микаил – он ведает разными благами; Израиль (Азраил) отделяет души людей от тел по окончании срока их жизни; Исрафил вострубит в рог (сур), возвещая о наступлении Конца Света, и в Судный день, возвещая о воскрешении мёртвых, всех тех, кто когда-либо жил на Земле.
Ангелы также охраняют Ад и Рай. За порядком в Аду следят ангелы, которых называют «забаният». Руководит ими ангел Малик. Рай содержат ангелы, которых называют «хазанат-уль-джанна». Ими руководит ангел по имени Ридван.
Мункар и Накир допрашивают людей после их смерти в могиле. С каждым человеком также бывают два ангела: один из них – Ракиб, записывающий все хорошие деяния и слова, – находится с правой стороны, а другой – Атид, записывающий все дурные деяния и слова, – находится с левой стороны. В Судный день особыми весами будут взвешены и сравнены хорошие и плохие деяния каждого человека. Тот, у кого хороших дел окажется больше, получит записи своих земных деяний с правой стороны и попадёт в Рай по милости Аллаха, а тот, у кого дурных деяний окажется больше, получит свои записи с левой стороны и окажется в Аду по установленному справедливому порядку Аллаха.
Рай и Ад также имеют разные уровни блаженства и мучения, и каждый получит тот уровень в Раю или Аду, который он заслужил.
Есть также множество других ангелов: несущие Арш («хамалат-уль-‘Арши»); находящиеся вокруг Арша и восхваляющие Всевышнего Аллаха («курубийун»); занятые обеспечением существования этого света; наказывающие людей на том свете; охраняющие людей («хафазат»); занятые восхвалением Аллаха на небесах (заполнив небеса своим количеством) и многие другие.
Вера в существование ангелов воспитывает стремление совершать как можно больше добрых деяний, приносить пользу людям и обществу. Ибо каждый верующий убеждён в том, что один из ангелов постоянно записывает все наши благие деяния, возвеличивая их десятикратно.
Этим также объясняется стремление наших предков к взаимной выручке, честности и добропорядочности. Они стремились совершать как можно больше добрых дел, таких как строительство дорог и мостов, проведение и ремонт водопровода, посадка деревьев и уход за ними и т. д. Они знали, что, пока всё это приносит пользу человечеству, даже животным или насекомым, им записывают десятикратное вознаграждение за эти деяния. Об этом свидетельствует изречение нашего Пророка (мир ему и благословение), смысл которого сводится к следующему: «После смерти человека прекращаются все его деяния, кроме трёх: милостыня, которая остаётся и приносит пользу людям, животным и т. д.; полезные людям знания; воспитанный сын, который взывает к Господу за своих родителей».
Также верующий убеждён в том, что существует и ангел, записывающий наши греховные поступки. Однако он записывает их по истечении шести часов после их совершения, ожидая раскаяния человека в содеянном, ибо человек – обладатель разума – обязан знать, что, совершая зло, он прежде всего вредит себе и тем самым вызывает недовольство своего Создателя.
Человек имеет возможность в любой момент искренне раскаяться и больше не возвращаться к греховным деяниям, кроме тех случаев, когда грехи совершены по отношению к другому человеку, обществу и т. д. Они прощаются только в том случае, если его простит тот, по отношению к которому был совершён грех.
Вера сердцем и принятие разумом всего вышесказанного воспитывает в человеке сдержанность и осторожность по отношению к людям, к их имуществу и отдаляет его от совершения пагубных поступков, запрещённых ему религией.
Канонический отдел сайта "Ислам.Ру"