30 августа 2011, 22:11
“Если в этот день ты всё такой же, что и в предыдущие дни, то этот день потерян”.

Некогда существовала цивилизация, которая являлась величайшей на земле. Она смогла создать межконтинентальную супердержаву, растянувшуюся от океана до океана и от северных земель до тропиков и пустынь. В её владениях проживали сотни миллионов людей разных убеждений и культур. Один из её языков стал универсальным для большей части населения мира, мостом меж людьми в сотнях стран. Её армия были многонациональной, и военная защита поддерживала такой уровень безопасности, которого ещё не знала Земля.
Данной цивилизации было присуще заниматься изобретениями и открытиями. Её архитекторы возводили здания, величием и великолепием которых мы восхищаемся, по сей день. Благодаря её математикам появились алгебра и алгоритмы, давшие возможность построить компьютеры и создать шифры. Её врачи открыли для человечества новые горизонты медицины, обнаружили множество лекарств от различных болезней, считавшихся неизлечимыми на тот момент. Астрономы, изучая небеса, дали названия созвездиям, определили пути для воздушных кораблей и освоения космоса. Писатели создали тысячи выдающихся произведений.
Пока другие цивилизации боялись внедрения прогрессивных идей, эта цивилизация благодаря им процветала. Поиск знаний был характерной чертой людей того времени. Но самое главное, наряду с поиском знаний, они стремились следовать им, реализовывать в жизни. Познания, касающиеся религиозных и светских норм, не были подобны внешней оболочке, способной в нужный момент меняться. Они проникли внутрь и стали представлять суть людей.
Эта цивилизация – исламский мир до 1600-х годов.
Ислам призывает к постоянному самосовершенствованию, провозглашая: “Если в этот день ты всё такой же, что и в предыдущие дни, то этот день потерян”. При этом наше познание не должно сводиться лишь к восприятию информации, но и должно преломляться на практику, будь то в нравственном самосовершенствовании или в быту.
Безусловно, по отношению к тому объёму знаний, которым мы должны владеть, фактический уровень наших знаний довольно низок. Однако если бы, несмотря на эту малость, мы сумели претворить в нашу жизнь пусть даже одну десятую имеющихся знаний, то перед Всевышним достигли бы неописуемо высокой степени, войдя в число особо приближенных к Нему. Но действительность доказывает, что это мало кому удается.
Почему же? Потому что мы недостаточно верим в свои знания, не в той степени, что привела бы к особым духовным высотам.
Протягиваем ли мы руку к горящему перед нами огню? Нет! А почему? Потому что мы нисколько не сомневаемся, что обожжёмся, мы точно уверены в этом.
Зная, что не умеем плавать, бросим ли мы себя в безбрежное море? Конечно же, нет. Ведь мы знаем, более того, верим, что, поступив так, утонем.
Так вот, если бы мы так же твёрдо верили в запреты, установленные Всевышним и Его Посланником, если бы смогли проникнуться Божьим велением: “О те, которые уверовали, защитите себя и семьи ваши от огня геенны!” , то ни в коем случае не впадали бы в грехи, влекущие серьёзную расплату и означающие сознательное бросание себя в огонь.
И опять-таки, если бы мы истинно и твёрдо уверовали в то, что Божественные веления приведут нас в Рай, если бы осознали смыл аята: “И устремляйтесь (спешите, торопитесь) к прощению от Господа вашего и к Раю, широта которого – небеса и земля, Раю, уготованному для богобоязненных людей” , то изо всех сил старались бы совершать благие деяния. Мы выполняли бы всё обязательное, рекомендуемое, желательное, мы шли бы дальше и дальше по пути, окутанному Божественным довольством. Мы растворились бы в благоволении Господнем и обрели бы достойную вечность.
Надо по-настоящему уверовать в то, что мы знаем. Безусловно, знания и вера – это разные понятия. Знать – это одно, а уверовать в знания – совсем иное. Мы должны уверовать в свои же познания. Для того, чтобы поверить в истинность собственных знаний, необходимо наличие как рационального восприятия, так и чувственного, вследствие чего непременно появится желание применить на практике познания, имеющие практическую важность. Таким образом, подкрепляемые практикой теоретические знания обретут веру и станут важной частью нашей сути.
Известный исламский учёный Абу Дарда наставлял так:
إِنِّي لاَ أَخَافُ أَنْ يُقَالَ لِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ: يَا عُوَيْمِرُ مَاذَا عَلِمْتَ؟ لَكِنْ أَخَافُ أَنْ يُقَالَ لِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ: يَا عُوَيْمِرُ مَاذَا عَمِلْتَ فِيمَا عَلِمْتَ؟
“Я не боюсь, что в День воскрешения мне будет сказано: “Что ты познал?”. Однако я страшусь, что в тот День мне скажут: “Как ты следовал тому, что знал?”.
Пророк Иисус (мир ему) изрёк:
مَنْ عَلِمَ وَ عَمِلَ وَ عَلَّمَ فَذَلِكَ الَّذِي يُدْعَى فِي مَلَكُوتِ السَّمَاوَاتِ عَظِيمًا
“Тот, кто познал, делал в соответствии с познанным и нёс знания другим, именуем в царстве небесном “великим” ”.
Много знать теоретически, много читать ещё не значит создать прочный фундамент для полноценной веры. Вопрос касается ни столько изучения и чтения книг, сколько следования тому, что в них содержится. Необходимо упражняться в применении на практике того, что ты уже познал, только тогда достигнешь высшего уровня знания.
Известный учёный Суфьян ибн Уейна произнёс:
مَنْ عَمِلَ بِمَا يَعْلَمُ فَهُوَ مِنْ أَعْلَمِ النَّاسِ
“Кто делает в соответствии с тем, что знает, тот самый знающий средь людей” .
В наше вызывающее опасение в плане безверия время мы должны подтвердить обязательство развивать общество, которое стремилось бы к величию, присущему исламской цивилизации прошлых веков. В противном случае мы уподобимся тем, о ком в Священном Коране сказано: “Пример тех, кому было вверено нести и придерживаться заповедей Торы, но затем они пренебрегли её заветами, подобен ослу, который тащит груз тяжёлых книг. Сколь скверен пример народа, отрицающего, опровергающего знамения Всевышнего. Аллах не поведёт праведным путем людей несправедливых”.
Нужно понимать, что, в соответствии с Кораном, все те, на кого возложена ответственность несения Божьих велений, но они пренебрегают ею, все те, кто несёт мусульманское имя, но не живут по канонам Ислама, подобны ослу, нагруженному полезными книгами, от несения которых он ощущает лишь тяжесть, а не пользу.
Каждому, ставшему на путь веры, следует позаботиться о сохранении в сердце света Божьего и Божьей справедливости, чтобы слова и убеждения не разнились бы с действиями и поступками.
Фото: shutterstock.com