
Имя арабского учёного-энциклопедиста, врача и путешественника Абдуль-Латифа ибн Юсуф аль-Багдади мало известно современникам. Но в когорте мусульманских учёных он занимает ведущие позиции. В истории сохранился эпизод, когда он спорил с самим Ибн Синой (Авиценной).
Муваффакуддин Абу Мухаммад Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади (араб. عبداللطیف البغدادي; 1162, Багдад — 8 ноября 1231, Багдад) – автор произведений по грамматике, риторике, богословию, юриспруденции и медицине. Причём именно медицина была основным объектом его интересов. По словам его биографа Ибн Аби Осейбии, из 136 его произведений половина посвящена медицине.
Лучший его труд – Abdollatiphi historiae Aegypti compendium (Оксфорд, 1800) – издан англичанином Уайтом на арабском и латинском языках; позднее мастерски переведён Сильвестром де Саси на французский: Relation del Egypte (Париж, 1810). Это произведение – прекрасное описание Египта, где Абдуль-Латиф показал себя сведущим и правдивым наблюдателем.
Автор подробно описал многие древние египетские памятники, такие как пирамиды в Гизе, и написал о невероятных инженерных и технических навыках египтян. А выдержка из «Истории врачей» Ибн Аби-Осейбии, заключающая в себе и биографию Абдуль-Латифа, издана Монслеем (Оксфорд, 1808), что косвенно подтверждает значение его вклада в развитие медицинской науки.
Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади родился в Багдаде в 557 году по хиджре или 1162 году григорианского летоисчисления. Его отец Юсуф был учёным, знатоком Корана и хадисов. Он с раннего детства привил сыну вкус к знаниям, причём не только религиозным. Будущий учёный вспоминал, что он воспитывался в худжрах (пещера, келья) шейха Абу аль-Наджиба и не знал ни детских игр, ни игрушек, которые ему заменяло чтение книг. «Больше всего я слушал хадисы, – писал аль-Багдади, – затем получил иджазу от шейхов Багдада, Хорасана, аль-Шама и Египта».
Абдуль-Латиф много занимался каллиграфией, арабским литературным языком, выучил наизусть Коран, «Макамы» аль-Харири, «Диван» аль-Мутанабби, изучал фикх (мусульманское право). Одновременно он продолжал посещать уроки по хадисам и фикху, изучал и суфизм, знатоком которого был шейх Камаляддин. Вскоре Абдуль-Латиф отправляется в Сирию.
В Дамаске он знакомится с известными учёными, затем посещает Иерусалим. Обратив на себя благосклонное внимание основателя аййубидского государства Салахаддина (Саладина), он получает место мударриса (учителя) в одной из мечетей Дамаска. В 1193 году переезжает в Египет. Пользуясь покровительством преемников Салахаддина, Абдуль-Латиф продолжает преподавательскую деятельность, занимается медициной и ботаникой.
Во время странствий он пишет научные труды, общается со многими выдающимися умами того времени, активно участвует в научных диспутах, завоёвывая репутацию эрудита во многих областях знаний. Наиболее подробные сведения о жизни и научном вкладе аль-Багдади можно найти в труде арабского врача и историка медицины Ибн Аби Усайбиа «Уйун ал-анбийа фи табакат ал-атибба», где содержатся отрывки из автобиографии аль-Багдади, не дошедшей до нас в самостоятельном виде.
Главный труд жизни
Абдуль-Латиф – автор огромного числа работ по медицине, ботанике, кораническим наукам, законоведению, философии, праву, теологии, математике, филологии, истории, из которых до нас дошла лишь очень незначительная часть.
Видное место среди этих работ занимает несохранившаяся «История Египта». В неё учёный включил как общее описание Египта по разнообразным источникам, так и свои собственные наблюдения. В частности, в 1200–1202 гг. Абдуль-Латиф стал свидетелем ужасающего голода и эпидемии, вызванных катастрофическим неурожаем вследствие нехватки воды из Нила в оросительных системах.
Аль-Багдади также написал сокращённый вариант данной книги, в который включил описание лишь тех явлений и событий, которые наблюдал сам. Этот труд, который было принято называть «Аль-Мухтасар» («Сокращённая книга»), имеет полное название – «Книга уведомления и рассмотрения дел виденных и событий, засвидетельствованных на земле Египта», и, к счастью, её рукопись сохранилась до нашего времени.
Сам автор говорит о создании своего труда: «Когда я закончил свою книгу о Египте, состоящую из тринадцати частей, я увидел, что если выделить из неё те события, очевидцем которых был я сам, то она будет правдивее и станет производить большое впечатление».
Открытия, изменившие мир
Аль-Багдади до Ибн аль-Нафиса заключил (а Ибн аль-Нафис позднее подтвердил), что кровь из одного желудочка сердца сначала поступает в лёгкие, а потом уже возвращается в другой желудочек, а не проникает в него через межжелудочковую перегородку, как считалось до него (Гален обнаружил овальное отверстие в межжелудочковой перегородке, вскрывая трупы недоношенных младенцев).
Аль-Багдади также выяснил, что сердце состоит из двух, а не из трёх желудочков, как полагал Ибн Сина. Ещё более удивительное открытие позволило аль-Багдади опровергнуть великого Галена. Об этом писал российский историк медицины Б. Д. Петров, высоко оценивший вклад арабского врача в мировую науку: «В споре о преимуществах личного наблюдения учениками Ибн Сины (Авиценны) было упомянуто о груде непохороненных тел, погибших от голода. Некто Абдуль-Латиф поехал посмотреть это скопище 40 тысяч трупов и скелетов. Подняв челюсть с земли, он не поверил своим глазам: Гален писал, что челюсть состоит из двух костей, Абдуль-Латиф видел только одну. Он просмотрел 250 челюстей, показал их другим врачам, и все они признали, что нижняя челюсть состоит из одной кости. Его открытие было почти равносильно святотатству: в своей книге он доказывал, что Гален мог ошибиться».
Ошибка Галена, вне сомнения, была связана с тем, что врач имел возможность вскрывать лишь выкидыши или тела детей, умерших в раннем возрасте, на основании чего он и делал свои суждения об анатомии человека. Нижняя челюсть же у плода, действительно, состоит из двух костей, которые лишь к возрасту одного года у ребёнка срастаются в одну.
Вероятно, Галена ещё больше укрепило в правильности его вывода о строении нижней челюсти из двух костей и аналогичное её строение у животных, тела которых он также вскрывал для изучения. Сообщали, что, когда аль-Багдади ходил по улицам Каира и осматривал трупы людей, он восклицал: «Вот то, чего не хватало Галену!»
Эти открытия аль-Багдади были хорошо известны уже с XVII века в Европе, где его ценили как выдающегося врача, биолога, географа и естествоиспытателя. С «Книгой уведомления» был знаком и М. В. Ломоносов, в тетради росписей иностранных книг которого за № 53 вписано: Historiae Egypti compendium Abdallatif ieditumvon Thomas Hunt – «О! По-латыни и по-арабски».
Источник: Абдуль-Латиф ибн Юсуф ибн Мухаммад аль-Багдади. «Книга уведомления и рассмотрения дел виденных и событий, засвидетельствованных на земле Египта». – М.: Российская академия наук. Институт востоковедения, 2004.
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru