
Полное имя – Аммар ибн Ясир ибн Амир ибн Малик аль-Мазхаджи Абу Якзан. Аммар был высокого роста, голубоглазым.
Он был одним из первых, принявших Ислам. Он был союзником племени Махзум. Его мать звали Сумая. Она первая из людей в Исламе, ставшая мученицей на пути Аллаха. Он принял Ислам в тридцать с лишним лет и подвергся большим мучениям со стороны многобожников.
Аммар переселился в Медину, был участником сражений при Бадре, Ухуде, Хандаке. Принимал присягу на верность Пророку (мир ему и благословение).
Аммар ибн Ясир в доисламское время
Один из знатоков родословных аль-Вакиди сказал: «Ясир, отец Аммара, был арабом из племени Анс . Сын Ясира, Аммар является вольноотпущенником племени Махзум, так как Ясир был женат на женщине, которая принадлежала племени Махзум, она родила ему сына Аммара.
Ясир прибыл в Мекку с братьями: Харисом и Маликом, которые искали своего брата. Харис и Малик вернулись в Йемен, а Ясир остался в Мекке. Он заключил союз с Абу Хузайфа ибн Мугират ибн Абдуллаха ибн Умара ибн Махзум. Ясир взял в жёны Сумайю, рабыню Абу Хузайфы. После рождения Аммара Абу Хузайфа её освободил. Поэтому Аммар стал союзником племени Махзум.
История принятия Ислама Аммаром
Аммар принял Ислам в Даруль аркам, когда там находился Пророк (мир ему и благословение). В это же время там находился и Сухайб ибн Синан. Аммар говорил: «Я встретил Сухайба ибн Синана у дверей дома аль-Аркама, где находился Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Я сказал, что хочу войти к Мухаммаду (мир ему и благословение), что я слышу его. Сухайб сказал: «Я хочу то же самое». Мы зашли к Пророку (мир ему и благословение). Он рассказал нам об Исламе, и мы стали мусульманами». Они приняли Ислам в возрасте 30-ти с лишним лет.
Яхья ибн Муин передаёт от Исмаиля ибн Муджалида: «Я слышал, как Аммар говорил: “Я увидел Посланника Аллаха, с ним были принявшие Ислам лишь пять рабов, две женщины и Абу Бакр”».
Муджахид сказал: «Первыми людьми, открыто заявившими о принятии Ислама, были семеро: Посланник (мир ему и благословение), Хабаб, Абу Бакр, Билял, Сухайб, Аммар и его мать Сумая. Есть разногласия относительно переселения Аммара в Эфиопию. Ему пришлось перенести большие испытания на пути Аллаха.
О поддержке Аммара Пророком (мир ему и благословение)
Рассказывает Абу Убайда ибн Мухаммад ибн Аммар ибн Ясир: «Многобожники схватили Аммара. Они не оставляли его, желая, чтобы он отвернулся от Пророка (мир ему и благословение) и хорошо отзывался об их идолах. Когда к нему пришёл Пророк (мир ему и благословение), он спросил Аммара: “Что тебя преследует?” Аммар ответил: “Беда, о Посланник Аллаха! Клянусь Всевышним, меня не оставляют в покое, пока я не откажусь от тебя и не стану хорошо отзываться об их божествах”. Пророк (мир ему и благословение) спросил: “Каким ты находишь своё сердце?” Аммар ответил: “Наполненным иманом”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Если они возобновят , откажись ” (По этому случаю ниспослан аят: «Кроме тех, кто был к тому принужден, тогда как в его сердце покоилась твёрдая вера» (Коран, 16:106), также в хадисе говорится: «Аллах простил моей умме ошибку, забывчивость и то, что было сделано под принуждением»)».
Случаи из жизни Аммара ибн Ясира, связанные с Пророком (мир ему и благословение)
Аз-Захаби передал со слов Амра ибн Маймуна, что язычники пытали Аммара огнём, и Пророк (мир ему и благословение), пройдя мимо него, сказал: «Огонь, стань прохладой и спасением для Аммара, как ты стал для Ибрахима. Тебя убьёт несправедливая группа». В комментарии к хадису сообщается, что его (хадис) также передали Абу Нуайм, Ибн Сад, ат-Табари и ал-Хаким, причём последний назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Хадисы о том, что Аммар будет убит несправедливой группой, были рассказаны многими сподвижниками, и всё произошло именно так, как предсказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Однажды Аммар ибн Ясир, тяжело нагружённый кирпичами, сказал: «О Посланник Аллаха! Убивают меня, нагружая на меня то, что не носят сами». Умм Салама, супруга Пророка (мир ему и благословение), сказала: «Я видела, как Пророк, стряхивая рукой обильную пыль с головы (у него были вьющиеся волосы), говорил: «О горе, сын Сумайи! Не эти твои убийцы – тебя убьют люди из группы несправедливых».
При строительстве мечети Куба, в то время как все носили по одному кирпичу, два человека – Аммар бин Ясир и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) – носили сразу по два кирпича. Посланник Аллаха (мир ему и благословение), увидев Аммара бин Ясира, стряхнул с него пыль и спросил:
– О Аммар! Почему ты не носишь по одному кирпичу, как твои товарищи?
А тот сказал ему в ответ:
– Я желаю вознаграждения Аллаха за это!
Тогда наш Господин, Пророк (мир ему и благословение), погладив его по спине, сказал:
– О сын Сумайи! Других людей ожидает одно вознаграждение, тебя же ждут две награды!
Случаи из жизни Аммара со сподвижниками Аммар ибн Ясир и Умар ибн аль-Хаттаб
Передаётся, что Умар ибн аль-Хаттаб назначил Абу Мусу управлять Куфой вместо Аммара, по причине жалобы жителей Куфы на него. Они сказали Умару: «Он не справляется и не является тем, кому можно доверять правление». Умар вызвал его к себе, с ним отправилась делегация. Они сообщили Умару: «Он способен управлять, не знает, почему его сняли с этого поста». Среди них были Сад ибн Масуд Сакаф, Джурайр ибн Абдулла. Впоследствии Умар спросил его: «Ты опечален тем, что перестал быть правителем Куфы?» Аммар ответил: «Я не обрадовался, когда ты назначил меня правителем. В таком случае как я могу опечалиться, когда ты сместил меня?» Умар ответил: «Я предполагал, что ты не справишься, но всё же я последовал за словами Всевышнего: “Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками” (Коран, 28:5)».
Аммар ибн Ясир и Халид ибн Валид
Саид ибн Джабир ибн Аббас передаёт: «Между Халидом ибн ал-Валидом и Аммаром ибн Ясиром произошла ссора. Аммар сказал Халиду: “Я больше не желаю говорить с тобой”. Эта весть дошла до Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) обратился к Халиду: “О, Халид! Что с тобой? Аммар из обитателей Рая. Он участвовал в сражении при Бадре”. Затем Пророк (мир ему и благословение) сказал следующее: “Поистине Халид, о Аммар, один из мечей Аллаха в борьбе с неверными”. Позднее Халид сказал: “С этого дня я не переставал любить Аммара”».
Аммар ибн Ясир и Абдуллах ибн Умар
Рассказывает ибн Умар: «Я видел Аммара в день Ямамы, стоящим на камне и кричащим: “О мусульмане! Неужели вы от рая убегаете?! Я, Аммар бин Ясир, подходите ко мне!” Я смотрел на него, его ухо было отрезано и висело, а он сам яростно сражался».
Достоинства Аммара ибн Ясира
Среди комментаторов Корана не было разногласий, что по поводу Аммара и его матери был ниспослан аят: «Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принуждён к этому, тогда как его сердце оставалось твёрдым в вере» (Коран, 16:106).
Аммар ибн Ясир первый, кто построил мечеть в Исламе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) попросил жителей местности Куба принести камни, затем, поставив один из них на южной стороне будущего здания мечети, велел Абу Бакру и Омару поставить камни в ряд подобным же образом. При строительстве мечети Аммар ибн Ясир проявлял старания больше, чем кто-либо. Поэтому о нём стали говорить как о человеке, «построившим самую первую в истории Ислама мечеть».
Ан-Насаи и аль-Хаким передали со слов одного из сподвижников, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аммар полон веры с головы до ног».
Смерть ибн Ясира
Аммар ибн Хузаймат ибн Сабит передаёт: «Хузаймат был свидетелем битвы Джамаль, но он не обнажил свой меч. Он был свидетелем битвы Сиффин, но и там не принял участие. Он говорил: “Я не буду воевать, пока не убьют Аммара ибн Ясира, потому что хочу увидеть, кто убьёт его, поскольку слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Его убьёт несправедливая группа»”. Когда был убит Аммар, Хузаймат сказал: “Я выяснил, кто в заблуждении”, после чего он вышел вперёд и сражался, пока не был убит.
Учёные разошлись во мнениях относительно того, кто убил Аммара ибн Ясира. Есть мнение, что его убил Абу аль-Гадияаль-Мазани. Другие учёные говорят, что его ранил аль-Джахни, когда Аммар упал, на него набросился другой и отрубил ему голову. Возвращаясь, они спорили друг с другом, каждый из них говорил: «Я убил его». Амр ибн Ас сказал: «Клянусь Аллахом, они спорят о том, кто из них попадёт в Ад. Я желал бы умереть за 20 лет до этого дня». Некоторые учёные говорят, что на Аммара набросились Укба ибн Амир аль-Джахн, Умар ибн Харис аль-Хавлянии Шарик ибн Сальма аль-Муради и убили его.
Аммар ибн Ясир был убит в месяц Рабиуль-авваль (или Рабиуль-ахир) в 37 году. Его похоронили в одежде, не совершив погребального купания, так как он умер шахидом.