
Наступает Рамадан, долгожданный гость, который с каждым годом бежит нам навстречу. И мы не остаёмся в стороне, встречаем его, радуемся ему, пользуемся великой милостью Всевышнего получить максимальную прибыль для себя в эти счастливые дни.
Многие родители стараются включить в этот процесс радости и своих детей. Но у детей сейчас каникулы, пора летних разъездов и встреч, пора деревень и дач. Многие из нас не сидят дома, а стараются успеть побывать в родных краях, выехать за город, посетить различные места. Но значит ли это, что мы должны сбавить обороты в своем поклонении и стремлении прочувствовать этот быстро уходящий месяц? Нет!
Многие статьи, рассказывающие о том, как сделать месяц Рамадан наиболее запоминающимся для детей, рассказывают о том, что сначала стоит украсить дом, развесить плакаты, составить графики. Эти идеи великолепны, полезны и вдохновляющие! Однако многие из них не подходят тем, кто на период Рамадана посещает то одну бабушку, то другую. Тяжеловато возить с собой плакаты и украшения для дома, множество декоративных материалов и красок. Что же делать? Оставить всё как есть? Тогда и Рамадан пролетит незамеченным, и наши дети не смогут получать ту необходимую информацию, к которой они уже готовы именно сейчас!
Именно эти вопросы беспокоили меня перед нашим летним путешествием от родственников к родственникам. Как сделать так, чтобы Рамадан запомнился моим детям наиболее ярко? Что же можно сделать, чтобы и в дороге мои дети получили ту долю наглядности, яркости, которая так важна детям при усвоении ими новых знаний?
И вот какая идея пришла мне в голову, альхамдулиллях! Хочу поделиться ею и с вами.
Сделайте «тропинку Рамадана».
• Для этого возьмите лист бумаги А4, разрежьте её пополам по длине, так что у вас получится две узкие полоски.
• Нарежьте таких 5-7 листов А4, получив при этом 10-14 полосок. Склейте полоски между собой. У вас получится длинная «тропинка».
• На «тропинке» нарисуйте 28-29 кружков, каждый из которых будет означать один день Рамадана.
• С первого дня Рамадана отмечайте вместе с ребёнком фазы луны, закрашивая в день по одному кружочку. Изучайте вместе с ним растущую луну и убывающую. Можно вместе выходить на улицу и смотреть на ночное летнее небо и наблюдать вживую фазы луны. Это приблизит ребёнка к пониманию того, что такое лунный календарь мусульман и как он связан с небесными телами.
• Если ребёнок маленький, то можно закрашивать полностью круги или рисовать только месяц. Мастерите и фантазируйте вместе с ним. Главное, чтобы ребёнок видел цель: конечное число 28-29, и каждый день отмечал пройденный день Рамадана.
На своей «тропинке» вы можете отмечать этапы своих путешествий. Спустя годы вам будет интересно посмотреть и вспомнить свои путешествия во время летних каникул 2013.
Помимо этого, мы с детьми планируем под каждым днем Рамадана нарисовать небольшую табличку, в которой будем отмечать запланированные дела на Рамадан. Табличка состоит из двух строк и столбиков. В первой строчке будем отмечать дела, которые намечаем на каждый день Рамадана, а во второй строчке будем ставить смайлики: улыбка – дело выполнено; грусть – дело пропущено. Можно также вместо смайликов закрашивать соответствующие клеточки: красный цвет – выполнено; синий цвет – не выполнено; зеленый цвет – дело выполнено не полностью или не до конца.
Итак, что мы планируем сделать с детьми во время Рамадана и как, мы обозначим в нашей мини-таблице:
1. Чтение, повторение, заучивание Священного Коран – рисунок «Коран».
2. Соблюдение поста – рисунок «Еда и питье зачёркнуты».
Каждая семья самостоятельно должна решить, сколько часов и в какой период её ребёнок будет поститься. Конечно, пост не является обязательным для вашего ребенка, если он не является мукалляф (совершеннолетним в плане полового развития), но приучение ребёнка с раннего возраста к посту весьма полезно. Только не заставляйте маленького ребёнка, если он не желает поститься.
3. Изучение арабского языка (чтение, написание харфов) – рисунок «харфы».
4. Изучение хадисов – рисунок «карандаш».
В течение всего месяца Рамадан нам бы хотелось познакомиться с хадисами о Рамадане и вести свою историю знакомств в «Книге Хадисов». Для этого родителям советуем заранее подготовить хадисы по самым разным темам, начиная от изучения, что такое Рамадан, ифтар, сухур, таравих. В конце месяца включить хадисы о ночи Предопределения, завершении поста, закятуль-фитр и посте в месяц Шавваль. Если вы с ребенком уже обсуждаете такие понятия, как Ад, грех, Шайтан, то изучите хадисы и по данной теме, но не в начале и конце Рамадана, а лучше в середине.
Хадисы мы будем иллюстрировать в тетради. Каждый её лист сложить пополам от края к центру тетради - получится тетрадь с листьями-кармашками. Пронумеруйте кармашки от 1 до 28-29 в зависимости от количества дней в Рамадан. Внутрь этих кармашков каждый день по утрам вложите листик с хадисом. Также можно положить какой-нибудь подарочек: наклейку, закладку, календарик. Встав утром, ребёнок с интересом будет открывать кармашек и ожидать чего-то нового. Прочитайте хадис и обсудите его, напоминайте хадис в течение дня, а затем нарисуйте или напишите в кармашке что-нибудь по теме хадиса. Можно также разыграть сценку или поставить кукольный театр. Так ребёнок лучше запомнит хадис дня.
5. Сбор закята – рисунок «монеты».
Даже в путешествиях можно смастерить небольшую копилку из-под банки крема, проделав в крышке небольшое отверстие. Каждый день выдавайте ребенку монету, пусть он опустит её в свою копилку. За месяц наберется сумма, которую вы вместе с ребенком вручите тому, кто нуждается в закятуль-фитр. Уделите время рассказам, кто может нуждаться в закятуль-фитр и что это такое. На часть денег вместе с ребёнком купите и ему угощение.
Это лишь часть дел, которые можно отмечать на «тропинке Рамадана». Одно из её достоинств –это мобильность и экономия места, что важно при летних переездах с детьми, так как она лёгкая и быстро складывается. «Книга хадисов» также не займет в дорожной сумке много места и не будет слишком тяжела.
Возможно, у вас будут свои цели и мечты: научиться подтягиваться на турнике, бороться с излишней любовью к компьютерным играм или выучить джуз Священного Корана. Самое важное здесь – это постановка посильной цели именно до Рамадана. И тогда ваша «тропинка Рамадана» к концу превратится в «дорогу Рамадана» с большим багажом знаний и умений!
И пусть Всевышний Аллах примет наши дела, наши мольбы, наши посты и наши намерения. И даст всем нам возможность воспитать праведное потомство достойных мусульман.
Юлия Замалетдинова, канд.психол.наук,
гл. редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»