Словесный агрессор – имитатор и лицемер

26 августа 2017, 10:00

Я доставала однажды из кучи тряпья тельце девочки, которая не пискнула, лишь чуть-чуть приоткрывала глазки. Голодающие младенцы быстро слабеют. Мать этой крохи бросила её полторы недели назад, престарелый дедушка не знал, где находится молочная кухня, отец не высылал денег, другие родственники не знали о ситуации в семье. Мы уже готовились отъезжать от дома, как появилась мамочка. Крик, брань, угрозы: «Я всех засужу!». Спасали её дитя в специализированном отделении детской больницы.

В начале 90-х годов в моей профессиональной карьере случился сбой. Печатные издания закрывались одно за другим, редакторы менялись как перчатки. В один из непростых дней раздался звонок женщины, с которой мы были знакомы по различным общественным мероприятиям: «Зайди на чаёк. Поговорим». Чаепитие, конечно, оказалось предлогом, а разговор – предельно конкретным. Через некоторое время я приступила к новым обязанностям – заместитель директора в городском Центре социальной помощи семье и детям. Заниматься приходилась всем: оформлять документы, вести приёмы граждан, проводить мероприятия, писать пресс-релизы, помогать коллегам из других учреждений.

агрессия

Город, который считала знакомым до последнего переулка, открылся с иной стороны. Я и раньше знала многих людей, предприятия, активных и рядовых граждан, скандалистов и оригиналов. Но, оказывается, не знала и сотой доли семей, которые находятся в труднейших жизненных ситуациях и в которых у несовершеннолетних  горькое, болезненное, безотрадное детство.

В журналистику я всё-таки вернулась. Но когда речь заходит о проблемах семьи, когда сталкиваюсь со случаями грубого обращения с детьми, во мне включается опыт тех лет. Начинаю действовать по алгоритмам оказания помощи, которые изучала с лучшими российскими специалистами.

За прошедшие годы многое изменилось в нашей стране: выросли новые поколения, вошла в обиход новая лексика и совершенно новые технические новинки.

А знаете, что не изменилось? Что до боли сжимает сердце и мне кажется, что я вижу тех же людей, из трудных 90-х, тех же детей из семей, в которых когда-то не был заложен фундамент любви, преданности, трудолюбия, мужества, терпения?

агрессия младших к старшим

Не изменилось отношение к агрессии как допустимому и оправданному поведению. В первую очередь в межличностных отношениях, внутри семьи, старших – к младшим.

Я о той агрессии, которую в популярных изданиях называют «на бытовом уровне». Психологи сразу внесут поправку: агрессия – характеристика личности, где она проявляется – детали конкретных случаев.

Самая массовая агрессия в российском обществе направлена на детей, любого возраста, в семьях полных и неполных. Примеров не счесть в любом регионе страны. Подтверждение тому – кроме статистики судебной, полицейской, отчётов уполномоченных по правам детей и так далее – частота сюжетов на эту тему на телевидении, которое чутко следит за рейтингами аудитории.

Недавно в ленте одной из соцсетей я обратила внимание на достаточно тревожное явление. О нём хочу порассуждать и поделиться с читателями.

соц сети

«Соседка из дома напротив постоянно бьёт ребёнка. Малышу года полтора. Он надрывается в крике, слушать невозможно. Я убью её за это издевательство!..» – появилась эмоциональная запись одного из пользователей. Ожидаемо – люди бросились с вопросами, многие также выражали возмущение. Но – что поразительно! – считанное число авторов высказали своё отношение к крайней словесной агрессивности, угрозе убийством от лица самого «возмущённого».

Отдадим должное участникам упомянутой дискуссии: выяснилось, что многие знают, в какие органы и как надо обращаться, а кто может – по долгу службы встал на защиту младенца. Честно признаюсь, порадовали юридические подсказки. Люди предлагали помощь, готовы были сами приехать, просили найти родственников жестокой матери и так далее.

защита детей

Люди знают, что свободные доступы на сайты госучреждений, в специальные группы в сетях делают мгновенной подачу заявления о необходимости помочь и защитить ребёнка! Сигнал SOS об обстоятельствах и лицах, угрожающих здоровью и жизни ребёнка, должен быть принят и начаты адекватные, юридически обоснованные действия специалистов. Не это ли разумно и более чем оправданно?

«Нельзя терять времени. Обращайтесь в любой орган, в компетенции которого – защита детей и несовершеннолетних. Набирайте номер городской соцслужбы, отдела опеки, оперативного дежурного полиции. Информацию примут и передадут по подведомственности», – подобных предложений-просьб было не одно и не два.

Вернусь к пользователю, угрожавшему убийством жестокой матери. Не имею права судить о человеке в целом и давать общие оценки личности. Мы не знакомы в реальной жизни. Так что речь только о конкретном проявлении, только в данной ситуации.

агрессия

«Ни в какие органы сообщать ничего не буду. Категорически не приемлю и не доверяю никаким госструктурам. Они ничем не помогут, а сделают несчастной всю семью», – выразил своё кредо, казалось бы, справедливо возмущённый противник избиения детей.

Зачем же он описывал безобразие? Чего ради тратил своё время? Лишь «полаял», но даже «не подкусил».

«Имею право на выражение своих эмоций в свободной форме. Я могу делиться своими мыслями в свободном общении…», – как вам аргумент правдолюба? Для меня после этого признания как будто выключился свет в сторону имени этого человека. Потемнел и скукожился его образ.

Кто бы спорил, делиться эмоциями – одна из первых потребностей человека. Плачущий от побоев ребёнок через горький плач выражает обиду, боль. Орущая на него мать выражает своё – гнев на беспокойного ребёнка, возмущение количеством домашней работы, возможно, обиду на мужа и близких. Её сосед из дома напротив – крайнее неудовольствие из-за нарушенного спокойствия и неумения соседки ухаживать за младенцем. Вплоть до прописанных в публичном пространстве слов «хочу убить её»!

плачь ребенка

Ситуация одна, а эмоции разные! У обоих взрослых – характерное проявление агрессии, нетерпимости, озабоченности нарушением собственного комфорта.

Агрессия слишком часто не просто оправдывается чьей-то виной и чьей-то неправедностью. Агрессия – покрывало и часть человеческого нафса, эгоизма. Поставить в известность органы опеки или другое учреждение, найти и набрать их номер, изложить суть ситуации, взять на себя ответственность за достоверность факта и обоснованность заявления. Зачем? Запись на странице в соцсети о том же событии соберёт лайки и… не принесёт автору никаких проблем!

…Мне приходилось работать с коллегами-специалистами на выездах, когда изымали ребёнка из семьи. Это крайняя мера, уже исчерпаны профилактические мероприятия, есть основания считать, что ребёнка необходимо спасать.

Я доставала однажды из кучи тряпья тельце девочки, которая не пискнула, лишь чуть-чуть приоткрывала глазки. Голодающие младенцы быстро слабеют. Мать этой крохи бросила её полторы недели назад. Престарелый дедушка не знал, где находится молочная кухня. Отец не высылал денег, другие родственники не знали о ситуации в семье. Мы уже готовились отъезжать от дома, как появилась мамочка. Крик, брань, угрозы: «Я всех засужу!». Спасали её дитя в специализированном отделении детской больницы.

защита детей

Государство наделяет специальные органы правом и обязанностью защищать граждан страны, действовать в их интересах. Мы – граждане и органы власти – сотрудники по духу и по букве закона, не должны быть противниками. Очень жаль, что интересы семьи и детей сегодня стали темами для многообразных политиканов, спекулирующих на самом дорогом для людей. Но тут уж давайте сами размышлять, отделять зёрна от плевел, не проявлять малодушия и если надо – вставать словом и делом на защиту слабых.

«О вы, которые уверовали! Вы оберегайте свои души и свои семьи от Ада, топливом которого будут люди и камни» (смысл 6-го аята суры «Ат-Тахрим»). Мы несём ответственность не только за себя, но и за своих близких.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

 

 

Материалы по теме