
Моя сегодняшняя собеседница Карла Нур из Казахстана, в прошлом фотожурналист агентства Voxpopuli.kz, ныне основатель благотворительного движения Клуб «28 Петель», где волонтеры вяжут шерстяные вещи для недоношенных детей, рождённых весом от 500 грамм.
– Скажите, пожалуйста, проект «28 петель» – это лично Ваша идея? Как она родилась, и как развивался Ваш проект?
– Когда я работала в редакции Vox populi, то готовила фоторепортаж о работе врача-неонатолога Бектургана Карина. В процессе съемки меня удивил тот факт, что в кувезе, в стерильной зоне, ребенок лежал в синих шерстяных носках. Врачи объяснили, что шерсть благодаря своему составу обладает свойствами сохранения тепла. Помимо этого волокна шерсти воздействуют на кожу и создают эффект своеобразного массажа, усиливают моторику движений у новорожденных.
В бюджете больницы покупка шерстяных вещей не предусмотрена, и поэтому врачи на собственные средства покупают пряжу и заказывают эти жизненно важные вещи у бабушек. Я решила, что врачи должны лечить, а вязаными вещами могут обеспечить появившихся раньше срока младенцев и обычные граждане. Как журналист я не могла просить в своем материале о помощи, да и врачи попросили не делать этого открыто. Поэтому моей задачей было использовать материал, чтобы побудить людей откликнуться помочь самим, в тексте репортажа я вскользь упомянула о том, что врачи на свои деньги покупают пряжу и заказывают пинетки у бабушек. Умные, отзывчивые читатели сразу догадались, что нужна помощь.
Вначале откликнулась Анастасия Шестаева, она предложила собраться в офисе одной организации, руководитель которой, Алишер Еликбаев, дал деньги, на которые я купила первые спицы и пряжу. В июле 2012 года собралось примерно 30 человек, будущих участников «Клуба 28 петель». Позже первая схема связанного нами носочка из 28 петель была использована для названия нашего клуба. Клуб получил официальный статус фонда в 2014 году. Сейчас мы вяжем не только носки, у нас есть и жилетки, и пледы, и шапочки, а также мы внедряем новое направление – войлочную одежду для недоношенных детей.
В Казахстане критерии живорождения, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, были внедрены только в 2008 году, по ним недоношенные дети, рожденные весом более 500 граммов, теперь считаются живорожденными. За рубежом неонатология была развита еще в 1970-е годы.
Я знаю, что подобные нашему фонду организации есть в Европе и других странах мира, но они и медикаменты покупают таким детям, и оборудование. А мы собираемся только для того, чтобы вязать вещички для детей. Зато мы собираем полный комплект вязаной одежки – единственный в мире.
– Может, идею клуба подсказали Вам какие-то традиции казахстанских предков или книги? Мне представляется, как дамы из высшего света в военные годы собирались и своими руками изготавливали теплую одежду для воинов. Подобные дамские кружки описаны в «Унесенных ветром» и другой классической литературе.
– У казахов есть традиция Тымакка Салу. Наши предки еще в древности могли выхаживать своих недоношенных детей (они рождались около 700-800 граммов). Они клали своих недоношенных детей в тымак, это такая меховая лисья казахская шапка, и подвешивали на кереге (деревянные решетки) в юртах. Каждый день перевешивали на следующую головку решетки. Например, если ребенок родился на тридцать дней раньше положенного срока, малахай перевешивали на тридцать головок кереге. Только по истечении этого срока проводили церемонии, связанные с рождением ребенка. Но узнала я об этой традиции уже после создания клуба, и для меня это было сюрпризом. Теперь же я считаю, что эта наша традиция гениальна, и хочу, чтобы о ней узнали больше людей.
– Сколько существует сам клуб, сколько филиалов у него есть? С какой периодичностью они открывались?
– За четыре года существования нашего клуба мы открыли свои филиалы в 15 городах Казахстана, а также международные филиалы в Бишкеке (Кыргызстан), Киеве и Харькове (Украина), Дубаи (ОАЭ).
– Скажите, пожалуйста, разве сами родители не могут связать своим родившимся раньше срока малышам вязаную одежку?
– Нет, не могут. Разрешившаяся раньше срока от беременности мама, ребенок у которой родился, например, 500 граммов, находится в стрессовой ситуации, понимая и чувствуя, что ее ребенок пребывает еще между жизнью и смертью. Это во-первых. Во-вторых, вязать сейчас умеют далеко не все, и в-третьих, клуб – это некая поддержка любви и тепла, оказываемая обществом для родителей этих недоношенных детей.
– Скажите, пожалуйста, все участие в проекте волонтерское? Покупка пряжи, аренда места для встреч…
– Каждый участник клуба является сам себе спонсором, покупает пряжу и спицы, помещения у нас нет, наши встречи проходят в кафе, но в основном все вяжут дома. Надо заметить, что встречи в кафе очень важны, мы сидим, вместе вяжем, говорим о насущном, они поддерживают наши связи друг с другом. Они нужны нам для того, чтобы знакомиться, поучить новеньких вязать.
Соцсети, которые помогают координировать работу и привлекать новых волонтеров, по новостям своих городов ведут координаторы, инстаграм и сайт веду я сама, занимает это времени много, но зарплату у нас никто не получает, все делается исключительно на энтузиазме.
– Эти женщины, которые участвуют в деятельности Вашего клуба, – кто они? Почему они решили делать это?
– Участники клуба – обычные люди, которым не безразлична судьба недоношенных детей, поэтому они приходят в клуб. Людям просто нравится помогать, людям нравится заниматься благотворительностью, а в нашем клубе они могут не только быть полезными, но и отдохнуть., Во время встреч мы не только вяжем, мы общаемся, знакомимся, многие из участников стали друзьями, и это и есть принцип существования клуба.
– В Интернете широко распространился призыв Вашего клуба к открытию филиала в Дагестане. Вы в нем ищете желающих участвовать в проекте и тех, кто возьмет на себя всю его организацию. Почему именно Дагестан?
– У нас филиал клуба открывается, когда есть необходимость. Из Дагестана поступило два запроса на шерстяные вещи, и я думаю это тот знак, когда нужно уже переходить к действиям, а именно к открытию клуба в Дагестане. Со своей стороны, мы готовы оказать информационную поддержку, готовы сопровождать клуб в Дагестане в течение его становления. Спрос на одежду будет, т.к. я уверена, там также есть отделения неонатологии, где рождаются недоношенные дети от 500 грамм.
– Расскажите, как люди отзываются о работе вашего клуба «28 петель»?
– Сейчас я приведу вам их письма.
История врача-неонатолога ПЦ No2:
«У нас родился мальчик со сроком 24-25 недель, весом 815,0 грамм. В связи с низкой массой тела он у нас пролежал очень долго. Кроме основной интенсивной терапии мы старались одевать его в шерстяные вещи. Ребенку поставили диагноз «открытый артериальный проток». Малыш очень долго набирал вес, за 26 дней малыш набрал вес 1450,0 грамм. Через 126 дней малыш набрал вес 3400,0 грамм. Все это время его спасали шерстяные вещи. Сегодня малышу уже 5 месяцев, он весит более 5400,0 грамм и находится в отделении патологии новорожденных. Сейчас его неврологическая симптоматика положительная. Во время выхаживания его мама, которая видела шерстяные вещи на малыше, научилась вязать сама, купила овечью шерсть и из неё связала ему шапочку и две пары носков».
Гульназ Тулебайкызы, мама Сержана, г.Астана:
«Я – мама новорожденного недоношенного малыша. Хочу выразить огромную благодарность клубу «28 Петель». Моему малышу они подарили очень много теплых шерстяных вещей, которые его согревали и реабилитировали нервную систему, т.к. настоящая шерсть очень эффективно влияет на мозг недоношенного малыша, который все время находится в полусонном состоянии под кислородной системой.
Наш врач сказал, что эти вещи помогают, щекочут нервную систему. Делаете очень благое и очень доброе ДЕЛО!!! Я рада, что вы есть, и дай Бог вам терпения и сил в вашем непростом и прекрасном деле!!!»
Врач-неонатолог Алия Мухаммедрахимовна:
«Если говорить о реакции деток, то большое внимание заслуживает цвет изделия, он оказывает влияние в первую очередь на зрение детей. Новорожденные открывают глаза и начинают фиксировать взгляд, яркий цвет в кувезе дает о себе знать. Мы это замечаем со стороны, так как малыш смотрит на вещи долгое время. Одеяльце из шерсти оказывает согревающее, стимулирующее действие. Например, если детки крайне тяжелые и их вес менее 1000 грамм, то у них нарушена терморегуляция, а когда накладываешь эти одеяльца на их ручки и ножки, то они начинают двигаться.
С вещами малыши начали быстрее адаптироваться к внешней среде, хорошо усваивать питание, также они быстрее растут, что снижает риск возникновения осложнений. Уменьшается время нахождения в отделении реанимации.
Три месяца назад у нас родился малыш 540 грамм, состояние у него было критическое, ребенок находился под аппаратом искусственного дыхания, и у него было 2 порока сердца. Заведующий отделением реанимации, врач-неонатолог высшей категории Алла Николаевна, прочла анамнез, результаты анализов и обследования этого малыша, и первое, что она предложила, это укутать малыша в шерстяной плед, надеть шапочку и жилетку».
Латиф Перпиев:
«Особенно мне запомнилось то, что когда я принес осьминожек, их на месте же отнесли в реанимацию. Была малютка весом 2200 грамм, но с тяжелой сердечной патологией, и она была вся замотана в катетеры и системы. Вызвали маму из отделения, и я, представившись от Клуба «28 петель», лично вручил ей один комплект и осьминожку. Она очень обрадовалась, не было предела ее благодарности. Я объяснил маме, как действует шерсть на ребенка, рассказал историю про осьминожку. В присутствии мамы врачи надели вещи на малютку, девочка сразу зашевелилась и начала подавать голос. Когда я поднес к руке малютки осьминожку, открыв ее пальцы, положил в ее ладонь несколько щупалец, она тут же сжала руку в кулак, через секунд 5-7 потянулась к щупальцам второй рукой. Мне показалось, что яркий цвет подействовал на нее. Тут даже врачинеонатологи удивились и сказали, что такой реакции ребенка со дня поступления не было. У мамы, стоявшей рядом, потекли слезы...».
«РS: Утром созванивался с заведующей отделениям ГДБNo1, она сказала, что малышку с сердечной патологией должны направить на операцию в кардиохирургический центр. Не знаю, что подействовало, но сегодня ее выписывают и отправляют на операцию. Значит, ребенок окреп!»
– Что такое история про осьминожку?
– Это удивительный проект, он идет из Дании, эту осьминожку придумала мама. Ее ребенок был очень беспокойным и все время вырывал провода, к которым был прикреплен, и она связала ему осьминожку, которую он стал хватать за щупальца. Таким образом была решена жизненно важная проблема. Ребенок пошел на поправку и выжил. И вот так началось распространение этих осьминожек.
Что же я тут еще могу добавить в завершение беседы с удивительным человеком, который придумал и подарил миру проект из «28 петелек», которые помогают выживать? Могу только пожелать вязать жизнь и дальше из пушистых мохеровых ниток, из веселой меланжевой пряжи, где узором по полю молитвы – Пожелания счастья в лучах настоящей любви (строки из известного стихотворения).
Ну и конечно всей редакцией портала Ислам.Ру мы желаем, чтобы клубы вязания и пожертвования жизненно важной одежды для рожденных раньше срока малышей появлялись в каждом уголке нашей страны и нашей планеты.
Беседовала Лейла Наталья Бахадори
ФОТО: Voxpopuli.kz, Erkindik.kz