Шаги к великому успеху

7 сентября 2016, 12:17

Когда речь заходит о земных благах, многие мусульмане высказывают мнение о предпочтительности отказа от них, ссылаясь на то, что богатство является искушением и за всё, что приобретено в этом мире, придётся держать ответ перед Всемогущим Владыкой. Отчасти это верно. Злом является не само богатство, ибо оно часть предопределения, а неправедные действия, связанные с ним.

 

Приобретённое недозволенным путём имущество, расточительство, мотовство денег и здоровья на сомнительные мероприятия и проекты, чрезмерная страсть к роскоши и земным удовольствиям – опасные штуки, приводящие к горькому сожалению уже в этом мире, а в День Воскресения они превращаются в невосполнимую потерю.

По словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы знаем и твёрдо убеждены в том, что «удел преследует раба больше, чем преследует его смерть». Одного только этого знания достаточно для выработки правильного отношения к дарам Всевластного Царя: печаль и тревоги, связанные с ними, должны покинуть сердце навсегда, душа должна быть наполнена благодарностью и довольством, причём довольством и тогда, когда удел задерживается, довольством при испытаниях.

Всемилостивый Своим ясным словом напоминает рабам: «И какая есть у вас благодать (будь то вера, здоровье, достаток, дети,...), то (это) – (только) от Аллаха (» (Коран (смысл), 16:53). Указывая на источник мирских наслаждений, Владыка всего сущего ставит единственный ультиматум перед рабом: откажись от многобожия, идолопоклонства. А сам достаток и другие мирские блага не отвергаются, более того, Творец осуждает тех, кто считает запретным то, что даровано свыше (смысл): «Скажи (о, Посланник) (этим невежественным многобожникам): “Кто запретил украшения Аллаха , которые Он низвёл (даровал) для Своих рабов, и благие виды пропитания?” Скажи (о, Посланник) (многобожникам): “Это (одежда и благой удел) дан (Аллахом) для тех, которые уверовали (и для других) в земной жизни, (и) исключительно (только верующим) в День Воскресения”. Так (подобно этому разъяснению) Мы разъясняем знамения для людей, которые знают!» (7:32).

За словами тех братьев, которые отвергают дарованное, предугадывается прикрытая лень, попытка оправдать безволие и безынициативность, обелить те качества человека, которые заслуживают порицания. В Судный день за них тоже предстоит сложный ответ, и потому лучше оставить привычку отложить дела на завтрашний день. Предопределённость удела ничуть не наделяет нас полномочиями бездействия, простого ожидания; в поисках пропитания и выгодных сделок раб Всеобъемлющего Господа должен проявить смекалку, активность, инициативу, предприимчивость. Лучшим аргументом этого являются слова Творца (смысл): «А когда будет кончена (еженедельная общая) молитва, то расходитесь по земле, и ищите (своего удела) (от) щедрости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, – может быть, вы преуспеете (в этом мире и в Вечной жизни)!» (62:10). Таково повеление Всевышнего, а подчинение заветам Владыки есть акт поклонения.

Следовательно, поиск земного удела с правильным намерением – один из благословленных видов богослужения. Об этом и говорится в общеизвестном хадисе Посланника Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха): «Однажды мимо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) проходил один человек. Когда сподвижники, бывшие рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), увидели, насколько этот человек активен, трудолюбив и вынослив в своей деятельности, то воскликнули: “О, если бы всё это было на пути Аллаха (то есть в битвах и сражениях за веру)!” Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если он вышел, стремясь обеспечить своих маленьких детей, то он на пути Аллаха. Если он вышел, стремясь позаботиться о своих престарелых родителях, то он на пути Аллаха. Если он вышел, стремясь сохранить своё целомудрие, то он на пути Аллаха. Если же он вышел ради показухи и горделивости, то он на пути сатаны”».

Труд, посредством которого добывается дозволенный заработок и траты на семью и на себя, – это способы достижения успеха, причём успеха не только в этом мире, но и в последующей жизни. Они несовместимы с мечтательностью, ожиданием удачи, прокрастинацией (откладыванием). Только воля и усилие ведут к успешному исходу дел. Присловье «У кого воля, у того и доля» заключает в себе мудрость.

Однако давайте внемлем совету Всевышнего: «...и поминайте Аллаха часто...». Зикр должен стать неотъемлемой составной частью предпринимательской деятельности, ибо поминание Дарующего (Аль-Ваххааб), Обогащающего (Аль-Мугни), Щедрого (Аль-Кариим), Всеслышащего (Ас-Самии), Всевидящего (Аль-Басыыр) сердцем и языком исключает потребность в обмане, вероломстве, коварстве, предательстве. Чистый заработок во имя того, чтобы не просить у людей, увеличение богатства с целью тратить на пути Аллаха – вот мотивация деяний верующего. Это мотивация от самого Всевышнего. Давайте ещё раз повторим: «...расходитесь по земле и ищите (своего удела) (от) щедрости Аллаха...».

Именно так поняли предназначение земных благ именитые сподвижники, получившие уроки от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Повелитель верующих халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «О люди, суждено так, что некоторые из вас возьмут своё имущество и отправятся с ним на поиски щедрости Аллаха (Велик Он и Славен). Истинно, в этом есть поклонение и вера. Клянусь Аллахом, умереть у ног своего вьючного животного желаннее для меня, чем умереть на своей постели». ’Абдуррахман ибн ’Ауф – владелец несметных богатств, самый зажиточный из сподвижников, благословение которому ниспослано по просьбе самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к Всевышнему, сказал: «Имущество прекрасно! Посредством него я храню свою честь и приближаюсь к своему Господу».

Самым сильным доводом же в пользу благого имущества являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Как прекрасно праведное имущество в руках праведного человека!»

И всё же подчёркиваем: богатство не цель жизни мусульманина, оно даже не успех, это одно из средств достижения цели и успеха. Мы не должны забывать слова Всевышнего (смысл): «Кто будет удалён от Огня и введён в Рай, тот обретёт успех, а земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением» (3:185). Все наши действия должны быть подчинены одной-единственной цели: стремлению к довольству Аллаха, так как (смысл): «А благоволение (довольство) Аллаха (ещё) больше (чем даже райские блага). Это – великий успех».

Поиски удела с целью получения довольства Всеблагого Аллаха – шаги к великому успеху.

Материалы по теме