Философия успеха: бизнес для счастья других

Кризис. За последнее время это слово так прочно вошло в понятие бизнеса, что воспринимается как неотъемлемая его часть. Но, на мой взгляд, кризис не ограничивается только спадом в экономике, в бизнесе, он распространился намного глубже, проникая в самые разные сферы жизни: политическую, экономическую, экологическую. Причиной этих бедствий, является то, что мы все давно благополучно забыли общечеловеческие ценности. 

Самая острая фаза кризиса, как утверждают, осталась позади. Но именно сейчас, когда многим сложно вернуть утерянные позиции и тем более стать успешным, необходимо вспомнить откровения, которые продолжают возвращать нас к простым, но истинным ценностям человечества, преодолевая время и пространство.

Деньги - причина неудач? 

Мой опыт и ощущения показывают, что причина всех неудач и в жизни и в бизнесе скрывается в том, что основополагающей и движущей силой являются деньги. И ради денег мы готовы жертвовать порядочностью, справедливостью, честностью и как следствие - благом других людей, а порой и целого общества.

Иными словами, когда перед организацией встаёт выбор: заработать деньги, поступив при этом непорядочно по отношению к другим, или отказаться от возможной прибыли, сохраняя моральные устои, то чаша весов с деньгами в большинстве случаев перевешивает. Поэтому на сегодняшний день перед нами столь неутешительная картина: генномодифицированные продукты, ядовитые детские игрушки и экология на грани катастрофы.

Часто у нас не складываются в одну мозаику успешный бизнес и чистая совесть. Далее приведу цитату из книги «Джек. Мои годы в GE», где на этот вопрос отвечает сам Джек Уэлч, один из выдающих менеджеров мира, который двадцать лет успешно управлял компанией General Electric, и журнал Fortune присвоил ему титул «Менеджер столетия»: 

…Разве можно быть добропорядочным католиком и бизнесменом одновременно? Я уверенно ответил: «Можно, и я тому пример». Как этого добиться? Просто: сохранять честность и порядочность везде.

Параллельные миры.  

Почему-то у нас бытует мнение, что в жизни человек может быть честным, добрым, отзывчивым, а бизнесе - совсем наоборот. И потому принципы духовности и бизнеса воспринимаются как параллельные направления жизни. Но бизнес (как основная часть жизни для бизнесмена) должен и может укрепляться самыми важными законами бытия.

Хочу цитировать мудрые слова великого бизнесмена 20-ого века Коносуке Мацисута: «Относитесь к людям, с которыми вы занимаетесь бизнесом, так, как если бы они были членами Вашей семьи. Процветание Вашего бизнеса зависит от того, встречаете ли вы понимание в людях являющихся вашими партнерами, сотрудниками, заказчиками….»

Три важных вопроса. 

Должна быть некая философия организации, которая раскрывала бы такие важные вопросы как:

  1. Какое отношение компании к обществу в стране, где развивает свою деятельность: преследует только одну цель получить прибыль, во что бы то ни стало или готов отдать что-то обществу для его развития? 
  2. Какое отношение организации к своим заказчикам: цель компании только получить прибыль или в первую очередь разобраться в требованиях заказчика и постараться удовлетворить? 
  3. Какое отношение организации к своим сотрудникам: понимает их ценность, заботится или старается получить максимум их возможностей, меняя по мере необходимости.

Сделать выбор. Каждый раз возникает вопрос приоритета, основополагающего мотива и движущей силы организации. Никто не отменяет правила, что в бизнесе конечной целью является получение прибыли, но речь идет о приоритетах в самом процессе.

Каждый человек может быть поставлен судьбой перед выбором: заработать деньги, но при этом потерять моральные ценности, быть в противоречии с общечеловеческими принципами и самим собой. Так же и каждая организация может быть поставлена перед выбором: получить прибыль, невзирая на обман, несправедливое отношение к другим партнерам, своим заказчикам, сотрудникам и даже нанесение вреда обществу и экологии. Или быть выше этого соблазна зарабатывать деньги аморальным путем.

Путь к краху. Достижение цели во что бы то ни стало заработать денег -  это короткий и губительный путь, как для индивидуума, так и для организации. Как это ни странно, но очень часто нечестный путь развития приводит через некоторое время к краху организацию, не только к моральной, но и финансовой деструкции.

Как построить свою формулу успеха? Что должно стать главным постулатом в философии успешного бизнеса?

Для наглядности приведу пример. Вы управляете клиникой, которую создавали, чтобы заработать профит, но какова должна быть философия Вашей организации? 

Может быть так: «Мы помогаем людям приобрести здоровье». Мы к нашим пациентам относимся так, как мы хотели бы, чтобы обращались с нами и с нашими близкими. И готовы получать за это заслуженное вознаграждение.

Для выкачивания денег. А может быть и так – всё подчинено цели прибыли. Мы должны получить максимум от пациента, который пришел в клинику, независимо от его проблем. К сожалению, негласным уставом большинства клиник является второй вариант. И этим объясняется гипердиагностика пациентов, многочисленные исследования, которые назначаются пациенту без особых показаний, преследуя одну цель: выкачать как можно больше денег.

Успех без фальши. Однажды один мой знакомый, который хотел открыть клинику, спросил у меня, какая клиника может быть успешной, учитывая жесткую конкуренцию. Мой совет был очевиден: люди, которые приходят в клинику, переступив порог, должны чувствовать, что о них здесь будут заботиться, что персонал с любовью и трепетом относится к своей работе, и самое важное — что на самом первом месте стоит вопрос здоровья пациентов, а затем и коммерческая выгода.

Это понимание должно прийти к потенциальному клиенту органично, исключая давление, запугивание, руководствуясь чувством искреннего человеколюбия. И это должно быть без фальши, искренне. Вот тогда успех будет гарантирован.

Миссия в маске. Не задумывались ли Вы, почему миссия компании должна работать во благо общества? Почему ни одна организация не объявляет своей миссией получение прибыли, что больше отражало бы суть коммерческих организаций?  

Считаю нужным заметить, что многие руководители, придумывая миссию для своей компании и написав красивые, громкие слова, скорее всего, отгораживают свою деятельность от общества красивой маской, нежели верят в то, что они написали.

Любая организация, используя общественные ресурсы: землю, деньги, оборудование, человеческий труд и талант - ответственна перед обществом за то, что делает. В этом смысле организация есть общественное явление. Именно поэтому миссия компании должна быть во благо общества. Миссия компании должна быть направлена во благо процветания общества и что очень важно она не должна быть стандартной отпиской или яркой маской, а быть сутью содержания компании, которая закрепляется поведением, строго соответствующим не только цели, но и способам её достижения.

Бизнес для счастья других. 

«Бизнес – это нечто такое, что одни люди делают для счастья других», - именно так считал великий гуру бизнеса ХХ века Коносуке Мацисута, основатель Matsushita Electric, Panasonic, National.

Это слова человека, который не имел профессионального образования и превратил свой семейный бизнес в огромную корпорацию № 1 в Японии и во всем мире 1994 году с оборотом 49,5 млрд. долларов. При этом интересы общества он ставил выше всего, понимая, что помогает тем самым своему народу в трудные времена обрести уверенность и выжить и даёт реальные возможности обществу для дальнейшего развития.

Опираясь на высокоморальные цели в бизнесе, Коносуке Мацисута достиг высоких вершин в бизнесе, став при этом не только богатым и знаменитым, но и создав условия, в которых сотни тысяч людей могли быть счастливыми и уверенными в своём будущем.

Сохранить главное. 

Я верю, что те предприниматели, которые во главе своего бизнеса ставят подобную философию, станут успешными, опираясь на фундамент моральных ценностей. Хотелось бы верить, что наша эра нанотехнологий не превратится в эпоху холодных человеческих отношении и безразличия, а озлобленность в борьбе и гонка за деньгами не станут стандартами нашей жизни, и мы окончательно не потеряем самые главные основополагающие принципы вечной жизни — принципы духовности.

Гоар Давтян  руководитель Департамента биомедицинских технологий ООО Оптек, МВА GGSB  

ДЕ «На стол руководителю»

Материалы по теме

Яндекс поиск