Наказывать нельзя?! Можно! Но надо знать – КАК

28 мая 2013, 09:59

В недавно опубликованной статье «Я считаю до трех…» мы с вами поговорили о том, как чаще всего родители наказывают ребенка и насколько это неправильно! 

«Но как же так? Что теперь, совсем не наказывать этих шалопаев?»  -  удивитесь вы. – «Им только волю дай! На шею сядут, ножки свесят, мало не покажется…»

Нет! Я так не утверждаю. Отнюдь. Но хочу предложить вам верный путь.

Если уж пришла пора наказать, то применяйте конструктивные виды наказания. Запугивание гневом Всевышнего, физическое наказание или наказание молчанием, как правило, редко дают положительные результаты. Попробуем поменять тактику и помочь детям вас слушаться. Ведь на самом деле они в этом нуждаются!

Виды конструктивного наказания

1. Естественное наказание

Это наказание является логическим следствием неправильного поведения ребенка. Естественное наказание срабатывает само собой: если ты отказался надеть варежки, у тебя замерзают руки. Маленькому ребенку еще сложно установить эту причинно-следственную связь. В таких случаях можно просто обратить внимание малыша на случившийся факт. При этом, конечно, нет необходимости наказывать ребенка дополнительно и читать ему множество нравоучений.

Ребенок разлил сок, катая чашку по столу (а не случайно!)? При этом он был предупрежден, что такое может случиться, но не послушал родителя. «Облился? Возьми тряпку и вытри. Переодену чуть позже, я сейчас домываю посуду». Конечно, ребенок будет сопротивляться, плакать, ему будет неприятно сидеть в мокрой одежде, а тут еще и пол за собой вытирать приходится. Наберитесь терпения и будьте стойки. Если так же разумно, спокойно и последовательно вы будете вести себя во всех прочих подобных ситуациях, когда малышу случается провиниться, его реакция, скорее всего, не будет слишком бурной. Дети хорошо чувствуют справедливость.

Ребенок не может найти в свалке игрушек нужную машинку, хотя вы говорили, что игрушки надо содержать в порядке. «Видишь, как жалко, что машинка не находится. Вот если вечером ты все свои машины завезешь в «гараж», будет хорошо видно, где какая, и они не потеряются».

Не исправляйте за ребенка, при этом многократно причитая: «Я же тебе говорила!» Это можно сказать один раз, причем не в упрек, не для подтверждения собственной правоты, а просто в порядке напоминания и закрепления полученной информации. В следующий раз ребенку достаточно будет напомнить о неприятной ситуации и последствиях. Но не для того, чтобы попрекнуть его и заставить испытывать чувство вины, а лишь для того, чтобы напомнить о возможных неприятных последствиях.

Подскажите ребенку варианты решения проблемы («Давай подумаем, что теперь можно сделать»), но не решайте за него его проблему. Не используйте данный метод в опасных для ребенка ситуациях, когда может обжечься, получить травму, захлебнуться и т.п.

Используя данный подход, не забывайте учитывать возраст ребенка. «Естественное последствие» должно наступать как можно скорее после совершенного «противоправного» деяния. Этот показатель напрямую зависит от возраста: маленький ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе вся история потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает. Если он попробовал схватиться за горячий утюг и обжегся - для вас связь достаточно очевидна, но не забудьте объяснить все про горячие утюги малышу. По мере взросления ребенка интервал между «преступлением» и «наказанием» может увеличиваться.

Верно, применяя данный вид наказания, вы избежите скандала, чувства вины и неудовлетворенности. А ребенок постепенно научится устанавливать причинно-следственные связи и будет к вам прислушиваться.

2. Избирательное игнорирование нежелательного поведения

Научитесь игнорировать «неважности» и сосредоточьтесь на «важностях». Это такое поведение, которое хоть вас и досаждает, но не причиняет вреда окружающим.  Это своеобразное ребячество, которое пройдет вместе с взрослением ребенка. Это ваше умение не обращать внимания на мелочи. Но помните, что данный метод особенно хорошо работает, если вы при этом не скупитесь на поощрения в вопросах воспитания.

3. Тайм-аут

Исправительная мера, которая почти всегда помогает. Это не наказание, это устранение нежелательного поведения. Это несколько минут размышлений о том, что  именно сделано неправильно и как исправить промах. Например, при появлении нежелательного поведения вы говорите «тайм-аут», ребенок должен понять, что он должен остановиться и отправиться в укромное, ранее оговоренное место поразмышлять (банкетка, стульчик, ступенька). Это не «иди в угол», знакомее многим из нас с детства и преподносимое именно как наказание.  

Тайм-аут полезен и взрослым, и детям. Это время на обдумывание. Причем, если вы устали или привыкли наказывать молчанием или шлепками, сообщите окружающим: «У меня тайм-аут. Мне надо время подумать и прийти в себя». Для окружающих это будет сигнал, что вам нужен отдых и как только вы передохнете, вы «вернетесь» в семью.

А вы тем временем можете отправиться делать омовение и в уединении почитать Священный Коран, согласно хадису:

«Поистине гнев от шайтана, и поистине шайтан создан из огня, а тушит огонь вода, и если гневается один из вас, то пусть совершит омовение» Или «Если гневается один из вас, и он в это время стоит, то пусть сядет и гнев его уйдёт. Если же нет, то пусть ляжет» (приведено у Абу Давуд).

Вводить тайм-аут можно с раннего возраста. Например, ребенок ползет к розетке, к которой ползти нельзя. Вы останавливаете малыша и несете в другой конец комнаты. И так много раз. Вместе с этим вы постепенно вводите «штрафное» место, вместе с этим озвучиваете: «Тайм-аут». 

Тайм-аут должен проходить в молчании обеих сторон.

Если ребенок не желает отказывается оставаться на месте тайм-аута, сядьте рядом, если необходимо, удержите его на месте: «Я здесь старше. У нас тайм-аут».

Время тайм-аута должно быть кратким – по одной минуте на один год жизни ребенка. Для детей постарше, понимающих время, тайм-аут соответствует степени непослушания.

4. «Магический» счет

Этот вид «наказания» с успехом используется многими родителями. Но не тот счет, который исполняется в угрожающем тоне – такой вид счета еще больше вызывает противодействие. «Если ты не подойдешь, когда я сосчитаю до трех, ты получишь по попке». Не надо так негативно настраивать ребенка и подводить его к непослушанию.

Используя счет, говорите спокойным голосом, делая паузы между числительными: «Я буду считать до трех, а затем ты встанешь. Раз, два, три. Встань!» При такой форме счета ваши действия превращаются в игру, желание сделать что-то наперегонки. 

Вот что рассказала одна мама, использующая часто данный вид «наказания»: «Я пыталась использовать традиционный способ наказания нашего детства «считаю до трех». Но когда я сказала это своему ребенку, предполагая, что он испугается и начнет слушаться, я была удивлена, что мой малыш воспринял это как игру – одевание на перегонки. Вот она, фитра ребенка! Теперь мы так и делаем: если что-то хотим получить от сына, считаем до трех, но не жестким приказным голосом, а играя в «успеешь-не успеешь».

5. Лишение привилегий

Этот метод окажет свое действие, если будет частью заранее обговоренной на семейном собрании воспитательной программы. Родители объявляют заранее, какого поведения они ждут от детей. Если дети нарушают договор, значит, они лишаются какой-то привилегии.

Например, «Если ты выедешь на дорогу, ты не будешь кататься на велосипеде до конца дня».

Применение метода лишения привилегий автоматически означает, что в арсенале вашего воспитания должны быть эти самые привилегии, которых можно лишить при необходимых условиях.

6. Воспитание взглядом

Это высший вид искусства! Им владел Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Однажды маленькие внуки Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Хасан и Хусейн, играли рядом с финиками, собранными в качестве пожертвования. Во время игры один из внуков взял финик и почти положил его в рот. Но когда его взгляд встретился с взглядом дедушки (да благословит его Аллах и приветствует), он сразу вернул финик обратно.

Это был взгляд, непохожий на обычный. Ребенок, разгадав, что хочет передать этот взгляд, поняв его значение, положил чужое на место.

Это невероятно сложный вид искусства. Если на ребенка всегда смотрят недоброжелательно, если он привык к крикам и упрекам, то этот метод здесь не сработает!

Из-за того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обычно смотрел на внуков с искренней любовью и уважением, ребенок понял значение данного проступка и исправил его.

Юлия Замалетдинова

Канд.псих.наук

Гл.редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»

Материалы по теме