Пёстрая, яркая, мирная Мина

29 октября 2012, 11:29

Вторая половина дня Курбан-байрам в долине Мина стоит того, чтобы о ней рассказать подробно. Нам повезло – свои камешки в столб-джамарат мы бросили утром. Оказались в числе первых групп – вернее, тысяч и тысяч – паломников, которые выполнили этот обряд до полуденного намаза.

Я с вчерашнего дня – в новой палатке с новыми соседками, которые в основном из одной группы. Женщины всех возрастов. Постепенно познакомилась с ближайшей группой. Принимают они меня доброжелательно, охотно знакомятся. Деталь: в моей предыдущей группе активнее работала помощница руководителя группы. Она вдохновляла всех вставать на джамаат-намаз. Поэтому складывалась более бодрая и активная общая обстановка.

Второе обстоятельство, о котором напишу без оценок. Рядом со мной – две мусульманки с хорошим исламским образованием. Их поведение очень выдержанное. То, что они обладают знаниями, чувствуется сразу. Их бы слушать и слушать женщинам, которые приехали из дальних сёл, оторвались от повседневной трудной жизни.

Простых женщин-тружениц узнаёшь сразу. Они очень оперативно решают бытовые вопросы, любят наводить порядок. Кстати, в палатке, где сейчас почти 40 женщин, нет бардака. На ограниченное пространство мы смогли принять ещё четырёх женщин. Сумки – вдоль стен по периметру, на стенах сохнет настиранное бельё, в обуви никто по палатке не ходит.

Одна из интересных ситуаций: среди прочих хаджи находятся бабушка с внучкой – молодой женщиной. Они заселились после меня и оказались у самого выхода из палатки. Бабуля очень подвижная, ставит чай, одалживает то нож, то нитки с иголкой женщинам. Её как-то быстро полюбили, и все стараются её поддержать, сказать приветливые слова. Бабушка с внучкой идут по укороченной программе хаджа, в Мекке ещё не были. Рано-рано утром видела, как старушка делала сунна-намазы одна, в тишине встала в сторону Киблы. Пусть молитвы этой женщины будут приняты!

Кстати, от нас до Киблы по прямой примерно 20 километров. Но вокруг – скалистая пересечённая местность. В интернет можно выходить только с помощью флешки.

Вечер дня Курбан-байрама оказался проверкой для наших мужчин. Чеченцы, дагестанцы, уральские паломники начали совершать омовение и массово брить головы.

Улицы Мины в день Курбан-байрама превратились в бесконечные торговые ряды. Товар выложен прямо на асфальте, на тонких подстилках. Продают всё – продукты питания, украшения, одежду, горячие блюда, много видов палантинов и платков. Всевозможные цвета и расцветки. Продавцы – и мужчины, и женщины. Но женщин за этими импровизированными прилавками на земле значительно больше. Тут же и малолетние дети, младенцы, которые спят, ползают, едят рядом с матерями.

Увидев фотоаппарат, женщины, которое только что зазывали покупателей и протягивали товар, могут начать закрывать лица, категорически требовать: «No, no!» То есть не фотографировать. Уважаю права человека, сразу убираю в таких случаях фотоаппарат.

Подростки очень активно занимаются торговлей, разного вида услугами. Подвозят товар, перевозят за плату в колясках людей с ограниченными возможностями. Очень взрослые глаза у этих ребят. И в то же время они готовы развлечься, поиграть. Попался брошенный сланец – начали футбол. Нашли толстую бечёвку и начали перетягивать – кто сильнее. Но если появился потенциальный клиент – игры в сторону.

В сегодняшней России не представить в таком объёме труд несовершеннолетних. Но не представить и подобной активности подростков, которые так же включались бы в помощь своим семьям. Я за то, чтобы дети учились, жили под попечением родителей, не знали тягот непосильного труда. Но как не хватает нашим подросткам в России правильного и своевременного привлечения к труду, возможности собственного заработка!

В ярком калейдоскопе лиц, наций, языков, картинок я пыталась найти нечто общее, без чего картинка рассыплется.

Чем принципиально отличается массовое гуляние, массовое скопление людей в мусульманском пространстве от, допустим, того, что представляют собой массовые гуляния на городских праздниках, различных фестивалях в России? Можно ответить вопросом на вопрос: а вы представляете абсолютно трезвый массовый праздник в каком-либо ином пространстве?

Ни одного выпившего или пьяного человека. Никаких драк, потасовок, разборок.

В продаже здесь нет сигарет, алкогольных изделий, никакого намёка на «безалкогольное» пиво, «энергетики», шипучие, игристые и прочие «лёгкие» винные напитки. Харамная продукция – харамный доход – порицание общества – запрет на предпринимательскую деятельность. В Королевстве Саудовской Аравии роль Конституции играет Коран, шариатское законодательство. Хочешь заниматься бизнесом – признавай нормы Шариата.

Курящих людей в Мине среди паломников я увидела единицы, уже писала об этом. Но что хотелось бы подчеркнуть: ни одной курящей женщины не встретила вовсе.

Многомиллионное миролюбивое собрание людей – разве явление само по себе не уникально? Не достойно уважения и подражания для иных людей? Разве этим нельзя гордиться, призывать к подражанию, приводить как пример пути реального достижения мира и безопасности в этой жизни?

Я понимаю, что для выросших в иных традициях трудно даже допустить, что в миллионном сообществе не найдётся ни одного, кого бы шайтан не соблазнил на запретное. О таких слабых, зависимых от привычек, – глубокое сожаление. Но не слабые и не отступники определяют настрой и образ жизни большинства людей исламского мира!

Мусульманский мир разный – пестрый, неоднородный. В долине Мина я увидела не весь этот мир, но обилие красок, людей, типов поведения впечатляло. Здесь остро ощущаешь на уровне эмоций, видишь своими глазами: мир Ислама жизнеспособен благодаря своим основам, у него мужественное и любящее сердце, он активен и предан своим главным установлениям.

Пора собирать камешки для второго похода к столбу-джамарату. Пусть примет Всевышний наше поклонение, пусть будет поражён шайтан!

хадж 1433 года по Хиджре

Материалы по теме