
Мекка провожала нас дождём. Не несколькими символическими каплями, которые тут тоже зачитываются в общий уровень осадков, а настоящими струйками влаги, которые оросили прогретый асфальт, прочертили жирные зигзаги по окнам автобуса. Самые удачливые успели увидеть и разряды молнии, которая родилась где-то среди скал на подступах к Мекке.
Дождь – хороший знак для путешествующих. Тем более что выезжали мы ближе к вечеру, когда начала спадать дневная жара.
День отъезда из Мекки – это день прощального тавафа, последних перед отбытием из Святого Города мольб (дуа) в Хараме. Всё, что мог каждый из нас сделать за отведённое время, уже сделано. Что будет зачтено Всевышним, то ведомо только Ему и никому более.
У каждого искреннего паломника частичка сердца точно остаётся здесь. Особенно если хадж первый, если ничто не сбило с выполнения всех обязательных обрядов, если не подвело здоровье и не постигли несчастья или смерть.
Впереди – дорога на северо-восток. Едем в город, который являлся любимцем для самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а затем и всего мусульманского мира. Современная трасса проложена практически по тому же маршруту, которым передвигался Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники в 622-м году.
Признаться, испытываешь чувство неловкости, какой-то несправедливости, сидя в кресле комфортабельного автобуса. За что такое послабление? Лучшим из уммы этот путь дался намного труднее. Эта дорога – особая, преодоление её Пророком (мир ему и благословение) и его сподвижниками сегодня мы определяем как исторический рубеж, ведём летоисчисление по календарю от Хиджры.
Окраины Мекки – это кварталы и кварталы с небольшими торговыми точками, автомастерскими, закусочными. Они перемежаются с корпусами домов и гостиниц, в которых идёт реконструкция. Кстати, в этом году Мекка приняла примерно на 1 миллион меньше паломников в связи с масштабными строительно-реконструкционными работами. Эта информация из предварительных итогов хаджа 1433 года появилась на днях.
Часто мелькают минареты небольших мечетей. Они здесь действительно в каждом квартале. Миновали мечеть Айши (да будет доволен ею Аллах), которую я теперь вспоминаю с особой любовью. Отсюда совершала первый в своей жизни обряд малого паломничества – умра.
Вечерний и ночной намазы делали в пути. Водитель привычно заворачивает к автозаправочной станции и показывает рукой в направлении минарета. Все дружно выходим, дружно совершаем ракааты молитв. Надо благодарить и благодарить Всевышнего, что следуем в прямом смысле лучшей из дорог, что нам, обыкновенным женщинам и мужчинам, открыт Прямой путь.
Всё, что паломник обязан сделать в Мекке, можно рассматривать как необходимое испытание, предшествующее отправлению в Медину. Маршрут нашей группы именно так и сложился. Наш «мекканский» этап логично предшествовал «мединскому».
В Мекке ниспосланы первые Откровения и испытания, в Медине – утверждение Ислама, сформулированы законы Шариата, заложено исламское государство.
Долгожданная Медина приняла нас, не затруднив движение по городским улицам транспортными пробками и иными ЧП… Быстро заносим вещи в гостиницу, приводим себя в порядок. От гостиницы до ограды Мечети Пророка (мир ему и благословение) для паломников, прибывших по линии благотворительного фонда Сулеймана Керимова, – пять минут ходьбы.
Ночное тёмное небо над нашими головами – наш покров, частичка небесной картины, и ею тоже любовались Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники.
В номерах – удобные кровать, душ, кондиционеры, а мы с сёстрами стараемся не задерживаться, комфорт вовсе не соблазняет. Звучит азан, у нас счастливый шанс совершить утренний намаз в красивейшем и благословеннейшем месте на земле: в мечети Пророка (мир ему и благословение).
Верится и не верится, что ты в городе, где жил, учил, творил Любимец Творца (мир ему и благословение), где он умер и похоронен, где жили и похоронены его сподвижники и жёны.
Мечеть Пророка (мир ему и благословение), сердце Медины, ты приняла нас по-родительски тепло. Всё твоё огромное пространство, наилучшим образом устроенное, готово вместить тысячи и тысячи мусульман со всего света. В одном из справочников прочла, что на намаз здесь могут встать одновременно более 150 тысяч человек. Альхамдулиллях!
По специальным указателям идём с сёстрами к воротам, которые предназначены для женщин. Идём вперёд и вперёд по пространству мечети. Всё ближе и ближе к её центру, отгороженному ширмами. Там – сад из садов Рая – Равза. Между минбаром Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его домом, где он жил с Айшей (да будет доволен ею Аллах) – благоухание Лучшего мира, к которому стремится каждый из нас.
Ни об одном Божьем посланнике (мир им всем) мы не знаем с такой же достоверностью сведений об обстоятельствах жизни, смерти, захоронения. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) захоронен по собственному распоряжению, в конкретном месте, с указанием навещать место захоронения после смерти.
Это ко мне, к моим братьям и сёстрам обращены слова, приведённые в хадисе: «Кто посетит мою могилу, тот обязательно получит мой шафаат, моё заступничество в Судный день».
Чтобы войти в Равзу, я посвятила весь день подготовке к молению в этом месте. Усмиряла эмоции, освобождала сердце от мирских мыслей и бытовых забот, приносила покаяние в грехах. И всё равно внутри оставалась толика сомнения: достойна ли? Готова ли?
«Ты поприветствовала Пророка (мир ему и благословение)? Почитала уже салават? – раздался вопрос моего коллеги по телефону. Ахмад как будто почувствовал мою неуверенность. – Почему проявляешь неуважение? Это неправильно!»
Вот так и бывает: последней капелькой, критической добавкой к собственным мыслям и намерениям может стать настойчивый голос, напоминание человека, который понимает смысл происходящего.
Равза, я стояла в твоём пространстве, в твоей благости. Я вошла с правой ноги, сделала двухракаатный приветственный намаз-суннат.
Этот вечер наполнялся и наполнялся событиями, важными для души сегодня и на всю будущую жизнь.
Да вознаградит Аллах Своего Избранника за то, что он для нас сделал, самым лучшим из даров, которыми Он одарил Своих посланников и пророков!
Когда-нибудь я попробую найти слова более точные, более глубоки, чтобы описать это моление. Попробую, иншааллах!
Надо будет подробнее рассказать о многих деталях. Многое стоит описания. Огромные тефлоновые зонты-навесы по всему периметру мечети Пророка (мир ему и благословение), они раскрываются на высоких столбах и обеспечивают защиту от солнца и дождя. Наружные вентиляторы, одновременно распыляющие воду, чтобы легче было дышать. Приветливые люди, которые подходят к тебе, чтобы угостить конфетами или пакетиком сока.
Здесь и пожилые люди и глубокие старики явно молодеют. Я видела на их лицах и в глазах выражение того умиления, которое точно продлевает жизнь.
Женщина-инженер из Йемена запомнилась тем, что мы постоянно оказывались рядом в мечети, хотя она ходила с каким-то невероятно детальным планом, а я – с простейшим путеводителем. После третьего пересечения поприветствовали друг друга как старые знакомые и представились друг другу.
Строгие сёстры-контролёры на входе в мечеть, замечания которых все беспрекословно выполняют. Хотя число паломниц таково, что запросто могли бы (скажем мягко) игнорировать.
И – никаких языковых проблем. Тебя постараются понять, даже если будешь объясняться на самом редком языке мира.
Медина приветлива и щедра на тепло, как щедр человек, который чем больше делится, тем больше богатеет. Наверно, это и есть краски и запахи Рая.
Медина,
хадж 1433 года по Хиджре
ВИДЕО
ФОТОРЕПОРТАЖ
Для увеличения нажмите на фото