
«Promise me! Do you promise?» То есть: «Обещай мне! Ты обещаешь?» По частоте использования фразы со словами «обещание», «обещать» находятся среди лидеров в обыденной устной и письменной речи, в диалогах героев романов и кинолент, речах политических деятелей и так далее.
Мы жаждем подтверждения своих ожиданий. Даём посыл: я готов (готова) надеяться и верить, что сбудется обещанное, что новые лучшие обстоятельства начнут свершаться, если прозвучит воодушевляющее «обещаю!».
Моя первая книжка, приобретённая самостоятельно за 3 рубля 15 копеек в небольшом сельском магазине, носила вдохновляющее название «Завтрашний день принадлежит тебе». Так повезло в жизни – читать и писать я начала на рассвете политической оттепели в СССР, то есть в начале 60-х годов. Общий эмоционально-приподнятый настрой того времени проникал и в детскую душу. Ожидание нового, перемен во всём, вера, что грядёт полное, всеохватное изобилие, – такое настроение пронизывало жизнь общества.
И получалось – об этом говорили взрослые люди и было написано в большой книжке с массой фотографий, – что вся страна и я, Людмила Мишина, будем совсем скоро жить в идеальном обществе. Обещание звучало коротко: «К 1980-му году советские люди построят коммунизм».
Толстая книжка с патетическим названием меня заворожила. В ней рассказывалось о заводах и фабриках, где нет тяжёлого ручного труда. Отдельная глава – о химии будущего, о полимерах, новых высокопрочных и красивых материалах. Следующая – о школах и вузах с такими особыми условиями обучения, что неуспевающих просто не будет. Для моей детской души книжка представляла не меньший интерес, чем сюжеты самых длинных волшебных сказок. И это была… откровенная пропаганда.
В нашем небольшом классе мы всерьёз обсуждали, как будут устроены жилые дома, где не придётся готовить пищу каждой отдельной семье. Некоторых ребят очень интересовали вопросы о таких материальных благах, как количество (желательное) детей в семье, сколько будет на каждого одежды, обуви, мебели. Общей темой споров постоянно являлся «денежный вопрос». По идее, если коммунизм и изобилие – то деньги, как универсальный эквивалент, более не потребуются…
В омуте очаровательного и совершенно не совпадающего с реальной жизнью идеализма прошло некоторое время. Оно-то, время, и начало ставить всё на места. «При жизни одного поколения» не удалось построить не только коммунизм, но и развитой социализм, обеспечить «начавшийся процесс Перестройки», а затем и «свободные рыночные отношения».
В самом-рассамом светском государстве нужны идеологии. Нужны идеи, которые отвечают универсальным ожиданиям и надеждам людей. Похоже, при жизни одного поколения россиян испробовано более чем достаточно квази-идей.
Для верующего человека неизбежно возникает вопрос: до какой степени я могу (и могу ли вообще) позволить себе очаровываться идеями, заманивающими и обещающими, но которые не под силу людям в этом мире?
Или всё же надо различать, что под силу только избранным, особым людям в избранных обстоятельствах. Таких людей называют избранниками Всевышнего. Их миссии не придуманы политтехнологами. И их действия – не плод человеческих придумок. Когда на земле начинал звучать пророческий голос, люди и природа имели шанс измениться к лучшему реально, происходили события, менявшие ход истории на земле. Обещанное сбывалось!
Здравый смысл подсказывает: не верьте обещаниям, которые даются с лёгкостью, беспечно. Нередко это или мошеннические приёмы, или пиар-ходы политиков. Примеров тому бессчетное количество. Расскажу об одном из таковых.
Несколько лет назад бывший глава Республики Карелия выступил с инициативой разработать проект федерального закона… о нравственности. Был брошен призыв к активным людям, общественным деятелям, специалистам войти в состав рабочей группы. Таковую оперативно создали. В местных СМИ стала появляться информация о заседаниях подвижников нового законопроекта.
Среди тех, кто посчитал правильным примкнуть к группе карельских законотворцев-нравственников, оказалась и женщина-мусульманка, известная в то время своей общественной активностью.
Общеизвестно, что все мировые религии в системе своих учений содержат кодексы морали. В Исламе учение о нравственности пронизывает Коран и Сунну. Нравственное совершенствование невозможно без искренности, покаяния, постоянного проявления милосердия ко всему окружающему миру.
С мусульманской активисткой мы пробовали говорить о том, каким же может быть «исламский вклад» в федеральный закон о нравственности. Как личность ещё молодая, а главное, с безудержным общественным темпераментом, она настаивала: «Пусть люди больше узнают об Исламе. Что-то войдёт и из наших пожеланий в проект…».
Благое дело – распространять знания о сути религии. Но принятый закон порождает не только ожидания людей (раз он есть – должен выполняться), он подразумевает обеспеченную организационно и финансово практику. Как внести в светский закон норму о том, что дела человека оцениваются по намерениям? Как «обеспечить» мирскими способами чистоту намерений или привлечь к ответственности за отсутствие таковых?
Общество нравственных людей. В таком было бы безопасно, комфортно, надёжно жить. О таком сообществе говорится в Коране: «Я создал вас как лучшую из общин…». Всевышним подчёркивается, что Его избранник Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – лучшего нрава. В Коране и Сунне изложены требования, которые должны соблюдать муслимы в поклонении Всевышнему, в обществе, в семье, в отношениях с людьми иных религий.
В Евангелии верующий уподоблен драгоценному металлу, очищенному огнём от всякой примеси, закалённому наилучшим образом. Также изложены требования честного ведения дел, верности семье, запреты прелюбодейства, лжи, краж, говорится о терпимости и любви ко всем людям. Проповедь Исы (Иисуса, мир ему) есть призыв и личный пример высоконравственного служения людям.
Что может самый лучший федеральный закон дополнить к ниспосланному с Небес?
Странным образом закончилась, вернее, скоропостижно скончалась деятельность той амбициозной команды разработчиков-нравоведов и нравоустроителей. Обольщённые обещанием стать авторами беспрецедентного документа, они доверились авторитету чиновника губернского масштаба. А с чиновником случился конфуз: он выехал в отпуск и стал недосягаем даже для руководства страны, когда в республике начали проявляться чрезвычайные обстоятельства. После этого стало ему не до нравственности в российском масштабе. Заявка на правовое ноу-хау осталась в черновиках, и они, вероятно, уже списаны на уничтожение.
«Иншааллах», «Если угодно будет Всевышнему» – говорят мусульмане и мусульманки в деловом и личном общении, поскольку Его воля на всё, предопределение к благому и предопределение к испытанию.
По религии Ислам всё просто: обещанное должно быть исполнено. Иначе ты сам себя причисляешь к лицемерам, худшему виду людей. Незавидна их участь.