Солидарность

20 декабря 2011, 09:47

20 декабря – Международный день солидарности людей. Такую популярную во все века тему невозможно оставить без внимания. Тем более это именно то, чего не хватает всему миру, в том числе верующим представителям рода людей.

Согласно словарям, солидарность – это согласие во мнениях, готовность взаимной ответственности за единогласные решения и действия. А также активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям; общность интересов, единодушие.

Если говорить о солидарности всего мира, всех людей друг с другом, то, скорее всего, это просто-напросто невозможно до тех пор, пока у них нет общей основы, – в моём понимании до тех пор, пока все не стали покорными Воле Бога. Только в том случае, если люди во всём мире устремятся к достижению одних и тех же целей, возможно полное единство. Лев Николаевич Толстой считал: «Единение только тогда благо для человека, когда это – единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей. Не есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами?»

Мне представляется крайне сомнительной возможность международной солидарности, хотя отрадно, что человечество считает её настолько важной, что посвятило ей даже праздничный день. Моё недоверие к возможности полного единства народов основано, в частности, и на том, что его никогда не было. Однако я верю в существование солидарных друг с другом групп и сообществ, которые, как метко отметил писатель, объединяясь в своих единствах, разъединяются с остальным миром. И я знаю пример такого эффективного единства.

Поэтому единственное, во что мне верится, – в то, что религия могла бы стать основой, объединяющей всё человечество. Она могла бы стать, но… пока не стала. Хотя все предпосылки, необходимые для этого, вроде бы имеются в наличии.

Если говорить о нас, последователях Ислама, то пока, увы, полного единства меж нами нет. Хотя, казалось бы, одна цель – рай, один Единый и Единственный Бог, одно Священное писание – Коран, один и тот же Закон – Шариат и одно и то же ожидание Последнего Суда в послесмертии. Всевышний сотворил нас не просто как отдельные частички какого-то неведомого целого. Он связал нас не только кровными родственными узами, но и узами духовного братства.

Все верующие являются друг другу духовными родственниками, и в Коране и Сунне строго прописано, как должны быть выстроены взаимоотношения между мусульманами. Всего одна Книга – Коран даёт совершенный рецепт, что нужно делать для того, чтобы стать совершенной уммой. И между тем нам заранее предсказано, что мы не сможем быть едины, и даже количество исламских течений, которые будут на земле, не скрыто от нас Творцом.

Создатель заранее предупредил нас, что мы не сможем стать полностью солидарны. И вместе с тем наказал стремиться к единству и вручил нам через Своего Пророка (мир ему и благословение) кодекс поведения, предписанного верующим. С одной стороны, наша невозможность быть полностью солидарными не должна нас угнетать, так как она нам была предсказана, Всевышний ведь полностью осведомлён о том, что мы сможем выполнить, а что нет. С другой стороны, Он же предписал нам стремиться быть едиными дал прочную основу для солидарности и объединяющую цель.

Однако у человечества есть враг, и он обещал сделать нас разрозненной уммой. Все его устремления направлены на то, чтобы ослабить нас, а «разделяй и властвуй» – это уже даже не теорема, а аксиома. Если вернуться к цитате Толстого, то на самом деле получается, что нет лучшего способа нарушить единство, как создать небольшие группы мелочной солидарности. К сожалению, так и происходит. Верующие братья и сёстры объединяются по похожести в малом, и чем больше они акцентируются на мелочах, тем дальше становятся в том, что по-настоящему важно.

Я помню ещё со времён начала своего пути в Исламе, как меня пытались объединить с другими по цвету одежды, форме бровей, религиозности моего мужа и по тому, поменяла ли я имя на мусульманское. В медресе наша группа только-только начавших соблюдать проходила первые жизненные уроки религиозной солидарности. Некоторые девушки первыми объединились по похожестям, назовём их «объединение первое». В итоге некоторые – те, кто мыслил по-другому или просто ещё не был готов, например, перестать красить губы, чувствуя себя отделёнными от объединения первого, создали объединение второе и последующие. Людям всегда проще объединяться – разъединяясь. Тут мне на ум приходит следующее высказывание: «Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует». (Б. Рассел)

На самом деле в чём-то неважном быть единомышленниками значительно проще, чем в глобальном. Быть глубокими и открытыми друг с другом и между тем, невзирая на разность взглядов, находить эту объединяющую основу и держаться за неё – это труд. А согласиться в чём-то поверхностном, не затрагивающем нашу личность, – элементарно. В конце концов, перестать щипать брови значительно проще, чем ежедневно работать над своим нафсом. И иметь рядом подругу, для которой выщипанные брови – достаточная причина, чтобы быть спокойной за свою духовную жизнь, – несоизмеримо комфортнее, чем терпеть вблизи присутствие постоянно растущей и развивающейся глубокой личности, стирающей до крови свои духовные мышцы в борьбе с нафсом. Но между тем настоящее, глубокое и крепкое духовное братство, это совместное совершение духовных подвигов и стремление к опережению друг друга в духовном росте.

Сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) соревновались в добрых делах и поддерживали единство ради Аллаха. Они были солидарны друг с другом в работе над распространением Ислама. Умма времён Пророка (мир ему и благословение) была молодая, и сподвижники были самыми разными людьми, недавно ставшими единым целым. При этом кто-то только что примкнул к Пророку (мир ему и благословение), а кто-то сделал это раньше. У кого-то было больше знаний, у кого-то меньше.

Они отличались по возрастам, национальностям, культурам. Среди них были даже те, кто некоторое время назад воевал на стороне противников Ислама. И всё это не мешало им стать единым организмом, и именно их полная солидарность с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и между собой положила начало стремительному распространению религии Ислам по земному шару. Быть маленькой группой объединившихся людей, может быть, даже приятнее, – когда ты часть маленького, тебя больше заметно и у тебя больше перспектив. Когда ты – часть большого, ты совсем маленькая часть… твоя значительность кажется меньше. Но на самом деле это не так. В умме важен каждый, и, когда верующие начинают разделяться на сообщества, они ослабляют самих себя.

Для того чтобы быть солидарными, нужно отказаться от групп мелочной солидарности и вспомнить о главном. На нас возложена миссия продолжить дело Мухаммада (мир ему и благословение) и тех, кто был с ним. Солидарность во имя Ислама на земле – отличная основа для того, чтобы быть вместе. Давайте держаться за неё крепче!!!

Материалы по теме