Латиноамериканцы находят себя в Исламе

18 апреля 2009, 00:00

Жасмин Пинет сидит на ступенях мечети, подбирая пряди своих волос цвета бургундского вина под белый платок, и объясняет мне, почему она, молодая латиноамериканка, считает, что к женщине начинают проявлять больше уважения после ее обращения в Ислам. «Тебя перестают приветствовать словами: «Эй, малышка, как дела?» – рассказывает Пинет. Мусульмане говорят: «Мир тебе, сестра», и не смотрят на женщину как на потенциальный объект сексуального удовлетворения». В то время как ее сверстницы-латиноамериканки стараются подражать таким звездам, как Дженнифер Лопес или Кристина Агилера, надевая обтягивающую одежду и виляя бедрами, Жасмин Пинет выбирает наряду с другими девушками кардинально иной образ жизни и обращается к Исламу. Более половины из латиноамериканцев, приходящих в мечеть Юнион Сити (штат Нью-Джерси), составляют женщины. В целом в Соединенных Штатах по данным Исламского общества Северной Америки проживают около 40 тысяч новообращенных мусульман – латиноамериканцев. Многие из латиноамериканцев, принявших Ислам, говорят о том, что большее уважение к женщине, чем то, с которым им приходилось сталкиваться до знакомства с мусульманами, – это тот фактор, который сыграл ключевую роль в обретении ими новой веры. Критики могут возразить, что на женщину, носящую платок, мужчины смотрят как на собственность, но для многих латиноамериканок, напротив, исламский головной убор означает защиту от многозначительных взглядов и домогательств на улице. «У людей возникает ощущение, что я – религиозный человек. И они начинают больше уважать меня, - говорит Дженни Янез, другая латиноамериканка, принявшая Ислам. – О тебе больше не судят по тому, модно ты одеваешься, или нет». Другие же латиноамериканцы-мусульмане говорят, что их привлекает в Исламе то внимание, которое он уделяет семейным ценностям и супружеской верности. Однако многим друзьям и родственникам новобращенных переход в незнакомую им религию кажется удивительным и во многих случаях нежелательным. Они часто не знают об Исламе ничего кроме того, что им доводилось слышать о различных экстремистских группах. Это создает неправильный образ, заявляет Лейла Ахмед, профессор по исследованию проблем женщин и религии в Гарвардском университете. Ее «изумляет то, насколько некоторые люди отождествляют «Талибан» (террористическая орагниация, запрещена в РФ) и его отношение к женщине с Исламом». На самом деле, как говорит Лейла, происходит переосмысление роли женщины в исламской мысли. И мы находимся на ранней стадии этого процесса. Причем, по мнению ученого, мусульмане США могут занять в данном процессе лидирующие роли. «Я думаю, причиной этого является то, что американские женщины больше готовы отстаивать свои права и привилегии», - говорит Захид Бухари, директор Программы американо-мусульманских исследований в Университете Джорджтауна. Некоторые латиноамериканцы говорят, что до своего обращения в Ислам они также разделяли сложившиеся стереотипы, касающиеся мусульманок. Однако их мнение изменилось после того, как им удалось познакомиться с ними поближе. «Раньше я жалела женщин, закутанных в хиджаб», - говорит Пинет. Но позднее она познакомилась со своим сверстником – мусульманином и начала изучать Коран вместе с группой женщин, исповедовавших Ислам. И сейчас она вспоминает, как была потрясена тем уважением, с которым к ним относились окружающие. «Женщину уважают просто за то, что она – женщина, сестра, мать, за то, что она заботится о детях и следит за порядком в семье, - говорит Пинет. – Положение представительниц прекрасной половины человечества в Исламе священно». Между тем люди, осуждающие новообращенных латиноамериканцев, зачастую ставят им в вину то, что те принимают столь же патриархальную религию, как и традиционный для них католицизм. По данным доклада, опубликованного Советом по американо-исламским отношениям, латиноамериканцы составляют около 6% из 20 тысяч граждан США, ежегодно пополняющих ряды мусульман. Есть также факты, свидетельствующие о том, что это число в будущем может возрасти. Однако это вовсе не означает, что женщинам-латиноамериканкам станет легче делать подобный выбор. «Сначала они рассердились, а затем расстроились, - рассказывает Ника Варгас о реакции своих родителей на то, что она приняла Ислам и стала носить платок и длинное платье. – Сейчас иногда они даже стесняются находиться со мной рядом». Семья Пинет отнеслась к решению девушки с большим пониманием, однако и ей пришлось столкнуться с некоторым сопротивлением со стороны латиноамериканского сообщества. «Меня чуть ли не обвиняли в предательстве», - рассказывает она. Для некоторых из новообращенных наиболее серьезным испытанием является изменение культурных традиций. «Я не могу есть свинину, не могу носить обтягивающую одежду, не могу танцевать в клубах ночи напролет, не посещаю церковь, - говорит Янез, имеющая наполовину кубинское, наполовину испанское происхождение. - Но я сохранила свой родной язык. Я по-прежнему латиноамериканка, и это никогда не изменится». Латиноамериканцев тепло встречают в мусульманском сообществе, несмотря на языковой барьер (некоторые из них говорят только по-испански). Между тем лишь немногие проповеди в мечетях произносятся на их родном языке. Более того, на него переведено не так много исламской литературы. В последние годы возникло несколько организаций мусульман-латиноамериканцев. Их задача – обеспечивать новообращенных информацией об Исламе, а также поддерживать тех, у кого возникают трудности с родными и близкими. В целом мусульмане-латиноамериканцы утверждают, что время стирает те различия, которые особенно ощутимы между ними и их окружением в первые годы. Их друзья и близкие со временем привыкают к тому, что они мусульмане. «Чему я научилась за время, прошедшее с момента принятия мною Ислама, так это терпению, - говорит Варгас, чья семья смирилась с ее религиозными убеждениями лишь несколько лет спустя. – Но иногда все происходит не так, как нам того хотелось бы. И в этом также есть мудрость Всевышнего». На фото: Жасмин Пинет - одна из новообратившихся латиноамериканок

Материалы по теме