Ислам на земле Эллады

9 апреля 2009, 00:00

Для большинства европейских народов Первая мировая война закончилась в 1918 году, а для Греции и Турции - лишь в 1923-м, с подписанием Лозаннского мирного договора. Этот договор, по мысли его разработчиков, должен был раз и навсегда разрешить территориальные споры между двумя странами и ликвидировать в каждой из них национальные меньшинства, постоянно провоцировавшие греческое и турецкое правительства на вмешательство во внутренние дела другой стороны.

С этой целью предусматривалось провести обмен населением между Грецией и Турцией так, чтобы все греки уехали с территории Турции, а турки - с территории Греции. Время показало эффективность этой меры, но проблема не была полностью решена, так как в качестве исключения на территории Турции осталось 111 тысяч греков, проживавших в Стамбуле (Константинополе) и на островах Имврос и Тенедос, а на территории Греции “для равновесия” были оставлены 106 тысяч турок, живших преимущественно в Западной Фракии. Эти турки и составили костяк мусульманской общины в Греции.

С тех пор константинопольские греки и фракийские турки фактически стали заложниками взаимоотношений двух стран. Вначале положение меньшинств было вполне сносным, но после Второй мировой войны отношения между Грецией и Турцией стали постепенно ухудшаться, следствием чего было резкое ужесточение санкций против меньшинств. Положение греческих мусульман стало особенно тяжелым после начала греко-турецкого конфликта из-за Кипра. Сегодня турецкое меньшинство в Греции, сократившееся за счет оттока населения в Турцию, находится в крайне дискриминированном положении.

Правительство Греческой Республики, где согласно Конституции, Православие официально провозглашено государственной религией, не признает за турками статуса этнического меньшинства. Они находятся на положении меньшинства религиозного: официальная версия гласит, что это вовсе не турки, а греки, чьи предки когда-то приняли Ислам. И по сей день они живут в провинции Ксанти (Западная Фракия). Но мусульманская община в Греции состоит не только из турок, но и из еще одной народности - помаков.

Этнически помаки - славянского происхождения, они родственники современных болгар и проживают в районе Родопских гор (провинция Родопи) вблизи границы с Болгарией. Некоторое время мусульманская община существовала и на Додеканезских островах, отошедших к Греции после второй мировой войны, но сейчас эта община практически исчезла. Всего мусульманская община в Греции насчитывает около 150 тысяч человек (что составляет примерно 1,5% населения страны), а по некоторым данным еще меньше, несмотря на то, что среди греческих мусульман уровень рождаемости достаточно высок.

На протяжении последних десятилетий мусульмане в Греции подвергались религиозной, социальной и политической дискриминации, бороться с которой у них практически не было возможности: мусульманская община слишком малочисленна, чтобы создать свою политическую партию, способную защищать ее интересы в парламенте, а местная администрация находится под контролем центральной власти. Тем не менее, у мусульман существуют целых две официально зарегистрированные политические партии - “Доверие” в провинции Родопи и “Судьба” в провинции Ксанти. Они пользуются поддержкой местного населения, и на парламентских выборах в 1989 - 1990 годах им удалось дважды завоевать по одному депутатскому мандату благодаря исключительно благоприятному избирательному закону. Эти партии продолжают участвовать и в последующих выборах, однако безрезультатно, поскольку нынешняя греческая избирательная система устанавливает трехпроцентный барьер, не допускающий малые партии в парламент.

Международные правозащитные организации взяли мусульманскую общину в Греции под свою опеку. Благодаря деятельности правозащитников в 1990-е годы были отменены некоторые унизительные ограничения, действовавшие в отношении мусульман на протяжении предыдущих десятилетий. Так, до 1990 года мусульманам требовалось получить специальное разрешение властей в случае покупки земельного участка или строений. Даже на ремонт собственного дома надо было иметь лицензию. Особые лицензии требовались также для занятия некоторыми профессиями и для вождения автотранспорта. Долгие годы получить эти лицензии оказывалось практически невозможным, поскольку греческое правительство рассылало секретные циркуляры местным властям с предписанием удовлетворять не более 5% прошений о получении лицензий.

В то же время в начале 1990-х годов правительство провело конфискацию значительной части принадлежавших мусульманам земель, оправдывая ее тем, что приняты новые принципы государственной земельной политики, но в итоге после конфискации эти проекты так и не были реализованы. В результате в распоряжении фракийских мусульман осталось всего лишь 35% их земель, тогда как в 1923 году им принадлежало 85%. Мусульман стремятся не допускать к занятию государственных должностей: в аппарате местных администраций нет ни одного мусульманина на ответственных постах.

Целью правительственной политики в отношении мусульман в последние десятилетия было создание обстановки нетерпимости вокруг мусульманского населения, с тем чтобы заставить его эмигрировать в Турцию. С этой целью всячески раздувалась антимусульманская и антитурецкая кампания в средствах массовой информации: периодическая печать, радио, телевидение и даже сеть Интернет регулярно публикуют материалы, создающие в глазах общественности негативный образ соседней мусульманской Турции и Ислама в целом.

Другой способ заставить мусульман покинуть страну - это лишение их греческого гражданства. Согласно 19-й статье греческого Закона о гражданстве, лица негреческого происхождения могут быть лишены гражданства в том случае, если, выехав за пределы страны, они не докажут своего намерения вернуться обратно. 20-я статья того же закона предусматривает лишение гражданства лиц, добровольно перешедших на службу к иностранным державам. Весьма вольно трактуя эти две статьи, греческие власти лишили гражданства тысячи людей, значительную часть которых составляют мусульмане. Стоило, например, человеку поехать к родственникам за границу - и обратно в Грецию его уже не пускали, потому что он, якобы, не доказал своих намерений вернуться. О том, как применялась 20-я статья закона, жителям бывшего СССР будет нетрудно догадаться самостоятельно.

Еще одним направлением этой политики является культурная изоляция мусульманского населения: в провинциях, где проживают мусульмане, недоступны издающиеся в Турции книги и газеты, а также школьные учебники, несмотря на то, что на остальной территории страны их можно достать вполне свободно. Качество образования в принадлежащих мусульманам школах также находится на крайне низком уровне. Учителя в них назначаются властями и несут наказания за малейшие проступки. Наконец, в этих школах не дается знаний греческого языка, достаточных для того, чтобы продолжить образование в греческих вузах. В результате многие семьи вынуждены отправлять своих детей учиться в Турцию.

Что же касается греческих помаков, то они вообще долгие годы жили изолированно от внешнего мира: в годы “холодной войны” район их проживания был объявлен охранной зоной на границе с социалистической Болгарией. Это означало, что местные жители имели специальные внутренние паспорта, ограничивавшие свободу их передвижения границами охранной зоны, контролировавшейся полицией, а с 1992 года - границами соответствующей провинции. С другой стороны, въезд в охранную зону извне был строго ограничен. Эти ограничения были формально отменены лишь в 1995 году, однако и после этого иностранные наблюдатели жаловались, что полиция не пускала их в зону проживания помаков.

Греческое правительство стремится держать под контролем не только экономическую деятельность, но и духовную жизнь мусульман. До 1990 года греческие мусульмане сами избирали своих духовных лидеров, однако в последнее десятилетие правительство ввело порядок назначения муфтиев, мотивируя это тем, что муфтий исполняет не только религиозные, но и некоторые административные функции. В ответ на это мусульмане не признали назначенного христианским правительством муфтия и избрали двух новых - одного в городе Комотини, а другого - в Ксанти. Конфликт между мусульманской общиной и правительством закончился тем, что в 1996 году обоих избранных народом муфтиев приговорили к различным срокам лишения свободы, хотя в тюрьму никто из них не попал: один был выпущен под залог, а другой добился отмены приговора по апелляции.

Европейские и международные организации не раз обращали внимание Правительства и Парламента Греческой Республики на нарушения прав и свобод национальных и религиозных меньшинств, но реальных мер к изменению дискриминационных актов пока не было принято. Все же, несмотря на целенаправленную антимусульманскую политику, в греческом общественном мнении в настоящее время не существует единой модели отношения к мусульманам: часть греков считает, что, несмотря на религиозные и национальные различия, людей должны объединять общечеловеческие ценности. Один из недавних тому примеров - солидарность греков с пострадавшими в августе 1999 года от сильнейшего землетрясения турками, когда греческие врачи с Кипра оказывали помощь раненым, а футболисты греческого клуба ПАОК провели благотворительный матч, все средства от которого были перечислены в фонд помощи жертвам стихии в соседней Турции.

Ольга Петрунина,
кандидат исторических наук
Ислам на земле Эллады

Журнал "Мусульмане"

Материалы по теме