«Основы…» подождут до сентября

20 февраля 2012, 15:54

Не всем человеческим планам суждено сбываться. Даже если они прописаны в министерских кабинетах и множество людей берётся за их реализацию.

Курсы занятий для четвероклассников по основам знаний о религиях мира или светской этики (на выбор самих учащихся) должны были начаться весной этого года, 1 апреля. Об этом чиновники от образования сделали много заявлений. Прошли круглые столы с привлечением представителей общественных и религиозных организаций, родителей, журналистов.

В целом специалисты однозначно докладывали о позитивных результатах экспериментального опробования нового курса в 19 пилотных регионах России. Смущение вызывало разве что неожиданно малое количество детей, которые сделали запрос на изучение основ православной культуры. Но тут, как говорится, регион региону рознь. Если дети в школах кавказских республик на 97 процентов предпочли уроки по основам Ислама, то в центральной России соотношение предпочтений заведомо иное. Причём с очевидным преимуществом выбора курса основ светской этики.

Министерство образования и науки РФ, оценив всю совокупность обстоятельств, приняло решение массово начать занятия по новому курсу только с сентября 2012 года. Трудно сказать, что повлияло больше на перенос сроков, о которых столь однозначно заявлялось. Возможно, не столь простым делом оказалась необходимая подготовка преподавателей. Не исключено, что издание пособий по шести задуманным модулям курса оказалось делом не только дорогостоящим, но и потребовавшим решения неожиданных вопросов организационного характера.

Отсрочка задуманного – хорошо или плохо это в данном случае? Можно вспомнить осенние высказывания многих родителей, журналистов в адрес чиновников: успеете ли всё подготовить? Готовы ли будут к курсам администрации школ в отдалённых посёлках? Достаточно ли тех 72 часов переподготовки, которые пройдут учителя, особенно далёкие всю прежнюю жизнь от основ любой из религий?

Учебников к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» сегодня не купить в книжных магазинах. Значит, с их содержанием не ознакомиться заранее родителям и опекунам, представителям конфессий, другим заинтересованным людям. Учебники поступают напрямую в школы. И, как положено по закону, они становятся собственностью учебных учреждений и должны служить пять лет. Не означает ли это, что в ближайшие пять лет у школ могут возникнуть трудности с закупкой новых учебников, несмотря на возможные новые соотношения в запросах учеников? Или другой вариант – администрации школ пойдут на новые закупки по принципу наименьших затрат.

В любом случае сегодняшние четвероклассники не получат обещанных знаний нынешней весной. Все занятия переносятся на следующий учебный год. В утешение чиновниками озвучена следующая версия: нынешние третьеклассники точно не будут обижены.

О чём ещё говорит сложившаяся ситуация? Просвещение в вопросах нравственности, культуры, основ религиозных учений не является исключительной прерогативой системы школьного образования, да и не под силу ей это. Семья и религиозные общины – первые источники научения ребёнка основам знаний о своей религии, её особенностям и отличиям от других верований. Но при этом очевидно необходима наша поддержка лучших начинаний в современной школе.

Материалы по теме